- довести уже в 2012 году среднюю зарплату в сфере образования до средней по экономике в регионе, а к 2018 году добиться того же самого для работников социальной сферы, культуры и младшего медперсонала;
- сделать так, чтобы средняя зарплата врачей, профессорско-преподавательского состава вузов и научных сотрудников была вдвое больше средней по региону.
- будут актуализированы отраслевые нормы труда - написаны новые профессиональные стандарты;
- уровень зарплат станет зависеть от эффективности деятельности учреждений, система оценки которой будет содержать показатели на уровне отрасли, региона, учреждения и отдельного работника. Показатели эффективности станут обновляться ежегодно.
- условно-постоянная часть зарплаты в федеральных учреждениях составляет 51%, в региональных и муниципальных - 60%;
- остальное - стимулирующие выплаты: премии и надбавки.
- в Москве работники образования в среднем получают 88% от средней в городе,
- в Воронежской, Владимирской и Калужской областях - более 80% в регионе,
- в Вологодской и Магаданской области их зарплаты не дотягивают и до 60% от среднерегиональной
- в здравоохранении этот разброс еще сильнее: от 97% в Москве и Калининградской области до 53% - в Чечне.
- из федерального бюджета - 1,2 трлн рублей в 2013-2015 годах;
- в консолидированных бюджетах регионов придется найти 3,4 трлн руб. (в 2013-2015 годах федеральный бюджет даст им на эти цели 300 млрд руб.).
Сергей Смирнов, директор Института социальной политики ВШЭ Мы реально не знаем, сколько получает врач или педагог. Так или иначе они оказывают платные услуги. Будет ли лучше, если мы сильно повысим им зарплату, но лишим необлагаемых налогами доходов? Вряд ли могут быть выработаны абсолютно объективные критерии эффективности в социальной сфере. Речь идет не только о нашем ключевом принципе: как не порадеть родному человечку. Все критерии эффективности педагога не работают. Как оценить эффективность маленькой сельской школы без учета ее огромной социальной роли: есть школа - есть село, нет - мы теряем опорный каркас расселения. Кому-то больше нравится жесткость в преподавании, а кому-то нужна добрая, душевная обстановка. Даже объективность оценки по ЕГЭ вызывает сомнение. А в медицине? Тот же грипп у одного человека может проистекать тяжело, а у другого - легко. Разные осложнения. Эффективность излечения никак не зависит от врача. К тому же одни могут работать на современнейшем оборудовании, а другие заниматься поиском дров для отопления. Новые технологии ставят под вопрос необходимость существования целых бюджетных секторов. Например, чисто элитарными могут стать библиотеки: только для тех, кто хочет полистать бумажную книгу, а не читать с экрана. И эффективность библиотекарей тут не причем. Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов Риски недостижения поставленных целей очень велики. В программе Минтруда идет увязка с целевыми показателями госпрограмм. Учитывая "реалистичность" многих из них, бюджетники могут не дождаться обещанного им президентом увеличения зарплат. Речь в основном идет о работниках социального и муниципального уровня, а цели и задачи госпрограмм носят общегосударственный характер. Не случайно, сейчас начинают говорить о необходимости разработки под каждую из 41 федеральную госпрограмму региональных подпрограмм. Какая-то вложенность целей, без сомнения, нужна. Но не создаст ли это излишнюю структурированность, избыточность государственной системы? Есть масса других факторов, которые могут помешать тому, что бюджетники получат обещанное повышение зарплат бюджетникам: и экономические, и политические. И даже математические. Например, не понятно, в каких отраслях или социальных группах зарплаты будут относительно снижаться или расти значительно более медленными темпами, чем у бюджетников. Чтобы они могли догнать средний уровень. Спектр таких секторов небольшой: часть бизнеса, силовые структуры. Уже ведутся споры, на кого распространяется обещание. Например, в отношении работников культуры: на всех или только на артистов и музыкантов? Это может стать причиной социальной напряженности среди бюджетников, появления некой кастовости. Хотя в нынешней системе, которая нацелена на уравниловку, возникает, пожалуй, даже больше поводов для конфликтов: проявиться творчески или активно в бюджетной сфере невозможно. Это закрывает ее от креативного класса.