- Сырьевые бумы как правило приводили к росту потребления, но при этом не приводили к значительному увеличению инвестиций.
- Если страны инвестировали, то в основном это делали частные компании. Правительства сырьевых стран инвестировали куда меньше средств, чем власти в других странах.
- Нормой для таких стран стал резкий рост госрасходов после роста цен на сырье, правда, эти расходы обычно были неэффективны. Как только цены на сырье падали, расходы резко сокращались.
Лучше инвестировать в собственную экономику Для развивающихся стран, богатых природными ресурсами, самый важный вопрос: какую долю доходов тратить на потребление, а какую - сберегать. Важно также понимать, во что вкладывать резервы - во внутреннюю экономику или во внешние активы.
- Многие страны во время ресурсных бумов сталкиваются с вопросом: потреблять сейчас или оставить деньги будущим поколениям. В этом случае стоит выбрать потребление сейчас, ведь оно поможет сделать нынешние поколения богаче и решить проблему бедности. В итоге, будущие поколения также будут жить лучше.
- Однако часть доходов от продажи ресурсов должна сберегаться, причем чем ближе дата, когда ресурсы будут истощены, тем большая часть дохода быть сбережена. К моменту истощения должно сберегаться до 100% доходов от экспорта. К этому времени расходы на потребление должны покрываться из других источников, которые надо создать благодаря инвестированию .
- Большую часть этих сбережений стоит потратить внутри страны. Это поможет развить внутренний рынок.
- Но часть средств надо размещать в финансовых активах за рубежом. Тогда инвестиционные возможности экономики будут расти плавно, без перегрева.
- Инвестиции должны расти постепенно: государство должно увеличивать их по мере роста возможностей экономики их принять. Это снизит волатильность экономики и поможет избежать "голландской болезни".
- Страны с истощающимися ресурсами. В основе бюджетной политики таких стран должен лежать не обычный бюджет, а бюджет, в котором вообще не учтены доходы от экспорта сырья. В этом случае бюджетная политика не будет зависеть от иссякающих сырьевых доходов. Особенно это важно для стран с ограниченными резервами. Они должны избежать резкого сокращения расходов, когда их ресурсы будут полностью исчерпаны.
- Богатые ресурсами страны. У этих стран другая задача - справиться с волатильностью доходов и зависимостью бюджетной политики от конъюнктуры экономических циклов. Кроме того, для них важно не слишком много инвестировать в экономику в периоды роста.
- Для этих стран важно правильное прогнозирование цен на сырье, ведь именно оно поможет им сохранить стабильность бюджетов. Здесь есть два подхода. Цена может рассчитываться, согласно определенной формуле, или ее прогнозированием будет заниматься независимая комиссия. В Чили, например, используется второй вариант: эксперты определяют цены на медь в долго- и среднесрочной перспективе.
- Ценовые формулы могут выступать не только как способ прогнозирования цен, но и как бюджетное правило, ограничивающее расходы. В последнем виде формулу расчета цены на нефть для бюджетных целей хотят ввести в России.
- В Монголии это было сделано давно: там при формирование бюджета используют скользящую среднюю цену на медь за 16 лет, причем из них три года - это прогнозные значения. В Мексике используют композитную формулу: десятилетняя средняя цену на нефть имеет в формуле вес в 0,25, краткосрочные прогнозы - вес 0,5, а среднесрочные прогнозы - вес 0,25.
- Рост расходов может быть привязан к их доле к ВВП без учета сырьевого сектора. Подобные правила даже более эффективны, чем правила по ограничению дефицита бюджета. Они более надежно снижают циклическую зависимость расходов государства от внешней конъюнктуры. В Перу подобное правило помогает сохранить надежную финансовую политику.
- МВФ советует всем сырьевым странам делить бюджет на две части. Можно рассчитывать потенциальный эффект от инвестиций из сырьевых сверхдоходов, а прочий бюджет строить без учета доходов от сырьевого сектора. Если эта система будет поддерживаться, то со временем доходы и расходы стабилизируются и станут сбалансированными. Такая схема успешно используется в Конго.