Москва. 11 сентября. FINMARKET.RU - Минфин пока не нашел денег на финансирование грандиозных планов по развитию республик Северного Кавказа.
Если на развитие Дальнего Востока деньги могут взять из Фонда национального благосостояния, то кавказский проект, который до 2025 года планировал реализовать Минрегион, теперь может быть переведен на содержание частных инвесторов. От запрошенных 3 трлн.руб. осталось лишь 63 млрд руб бюджетных денег до 2020 года. Организаторы проекта уже делят задачи на приоритетные и те, что могут подождать лучших времен.
- Программа тотального переустройства Кавказа, вероятно, попала под нож из-за своей цены. Изначально она требовала вложения 3,9 трлн. руб., из них из которых 2,6 трлн руб. занимали расходы бюджета с учетом госгарантий и субсидий инвестфонда.
- К августу 2011 года смета выросла до 5,5 млрд.руб., но финансировать повышение планировалось за счет «внебюджетных источников» (госкорпораций и госкомпаний, которые планируют строить или реконструировать свои объекты на Кавказе - ФСК, МРСК, «РусГидро», «Роснефть», Внешэкономбанк).
Предполагалось, что в новую программу войдут 11 подпрограмм:
- подпрограмма развития региона Кавказских Минеральных Вод,
- отдельная подпрограмма развития инвестиционной привлекательности округа,
- семь подпрограмм развития каждого из субъектов СКФО,
- подпрограмма по развитию туристического кластера (за счет ее включения смета увеличится еще на 60 млрд.руб.)
- подпрограмма, обеспечивающая условия реализации основной программы.
Но теперь о триллионах для Кавказа из федерального бюджета речи уже не идет. До 2020 года, до которого рассчитывают траты в Минфине, на программу развития Северного Кавказа из казны выделят лишь 63,8 млрд. руб, следует из расчетов Минфина, с которыми ознакомился "Финмаркет".
С 2018 по 2020 годы на реализацию амбициозных планов по развитию горных республик нашлось только по 0,6 млрд.руб. Именно на этот период должен прийтись самый масштабный второй этап программы - привлечение инвестиций на создание и модернизацию производств, в активную фазу реализации войдут проекты в сфере туризма и АПК.
Помимо этого, в бюджетных проектировках отклонена просьба Минрегиона дополнительно выделить в 2013-2015 гг. около 60 млрд руб на «старые» кавказские программы – «Юг России», по развитию Ингушетии и общую по Северному Кавказу. Причиной отказа, по формулировке Минфина, стало то, что «предложения на указанные цели ранее не вносились».
Кроме финансового вопроса, Минфин и Минэкономразвития имеют к тексту программы претензии и содержательного характера:
- Возможное распыление средств. Должны быть созданы механизмы стимулирования комплексного развития территорий за счет всех источников финансирования,
- Возможная «неэффективность». Основной целью программы должно быть формирование управленческих механизмов, которые обеспечат координацию и повышение эффективности использования ресурсов,
- Двойное финансирование одних и тех же проектов. Мероприятия отраслевых госпрограмм необходимо хотя бы справочно внести в общую программу развития региона.
Теперь программу придется дорабатывать с учетом новых финансовых реалий.
На состоявшемся в понедельник 10 сентября заседании рабочей группы по доработке программы денежные вопросы не затрагивались, уверяет его участник. Обсуждался механизм выделения госгарантий, которыми никто не хочет пользоваться из-за слишком сложной процедуры.
Кроме того, может быть изменена схема по финансированию проектов со стороны субъектов и муниципалитетов, у которых обычно нет средств на крупные стройки.
Пока ведомства видят несколько вариантов решения проблемы с нехваткой денег для Кавказа:
- «приоритизация» статьей расходов. В первую очередь будут выделены деньги на инфраструктуру,
- часть «неприоритетных» расходов перенесут на более позднее время – ближе к 2020 году,
- большая часть финансовой нагрузки будет возложена на плечи инвесторов. Бизнесменов, желающих вкладывать в развитие республик, придется искать местным властям.
Финальный вариант документа должен быть внесен в правительство до 1 декабря. В Минрегионе не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
Источник в Минэкономразвития пояснил, что программу могут снова внести с таблицей разногласий или с превышением финансирования, а потом вновь отправить на доработку исходя из того, сколько денег Кавказу решит дать правительство.
Вероятно, принятие программы по Северному Кавказу и Дальнему Востоку будет перенесено на следующий год, говорит собеседник в министерстве.
Алексей Невский, генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа», член рабочей группы по разработке программы:
"В целом документ носит скорее концептуальный характер, и стоимостные параметры находятся только на стадии обсуждения. Финансирование сейчас «раскидано» по разным постановлениям и программам, например, «Юг России», которая заканчивается в следующем году. На туристический кластер деньги выделены отдельным постановлением – 60 млрд. руб. Сейчас эти деньги будут включены в подпрограмму по развитию туристического кластера, которая учитывает и госинвестиции, и частные. Хотя мы рассчитываем на более внушительные вложения.
В итоговом варианте документа будут финансовые параметры, но для этого они должны быть заложены Минфином в бюджет. В каком объеме и по каким статьям будут выделены средства, пока неясно. Планы по соинвестированию со стороны частных инвесторов также есть, но здесь точные цифры также находятся в стадии обсуждения".
Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара
"Сокращение объемов финансирования программы по Северному Кавказу, безусловно, не приведет ни к экономической, ни к политической нестабильности. В том виде, в котором программа была представлена изначально, она скорее нанесет вред региону, чем принесет пользу.
Сейчас основа занятости населения кавказских республик – малый бизнес. Это гостиничная сфера, сельское хозяйство, которое погибнет рядом с олигархическим бизнесом, который, согласно программе, получит 75% госгарантий по кредитам (а значит может их по сути и не отдавать). Разоряться сотни мелких собственников в окрестности строительства так называемого туристического кластера.
Делать нужно обратное – оказывать господдержку малому бизнесу и выдавать микрокредиты, что реально увеличит занятость.
При этом социальную часть программы также нельзя считать крайне необходимой. В отличие от мегаполисов, на Кавказе достаточно школ и детских садов, значительное развитие имеет частное образование, а также в условиях традиционно многодетных семей матери сидят дома.
Поэтому программа по развитию Кавказа – это одна из статей расходов, где сокращать можно, но в программе лучше оставить все, что направляется на субсидирование небольших проектов и строительство необходимой для жизни инфраструктуры".
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.