Однако лишь немногие из этих стран имеют достаточно ликвидные финансовые рынки, чтобы в них можно было быстро и относительно безопасно инвестировать. Лидеры в группе "нефтяных фаворитов" - Россия, Саудовская Аравия и Норвегия. Ежедневный объем торгов на рынках этих стран превышает $500 млн. Крупнейший в мире транзит богатства За последние 10 лет в мире произошел самый значительный транзит богатства: деньги развитых стран постепенно перетекали к странам, экспортирующим нефть. В 2000-х они получили даже больше средств, чем арабские страны во время нефтяного бума 70-х годов прошлого века.
ВВП России за 10 лет вырос в 10 раз - примерно такой же рост показывала Саудовская Аравия в 1970-е годы. Пока цены на нефть высоки, эти страны остаются крайне привлекательными. Цены на нефть останутся на нынешнем уровне в ближайшие 2-3 года, а к 2020 году постепенно снизятся до $80-90 за барр. Но даже после этого финансовые потоки в нефтяные державы не иссякнут.
Сильная макроэкономика - главное достоинство нефтяных стран
- Перераспределение капитала привело к тому, что нефтяные страны накопили достаточное количество "богатства": в Citi под этим понимают соотношение размеров резервов и суверенных фондов к уровня госдолга. Лидеры по этому показателю - страны Ближнего Востока.
- За десять лет в восьмерке стран, выбранных Citi, объемы различных резервных и стабилизационных фондов выросли до $2,5 трлн. Темпы роста резервов нефтяных чемпионов - примерно $200 млрд в год.
- Средства от продажи нефти многие из этих стран использовали, чтобы снизить уровень госдолга. Сейчас средний по группе уровень госдолга составляет 17% ВВП против 100% в 2000 году.
- Рост цен на нефть привел к росту ВВП в долларовом эквиваленте - за 10 лет в этих странах он вырос, в среднем, в пять раз. Рост ВВП связан с укреплением курса валюты, увеличением экспорта энергоносителей и быстрым ростом номинального ВВП. Ясно, что в высшей точке сырьевого цикла номинальный рост ВВП нефтяных стран выше, чем у остальных стран мира.
- В этих странах случился потребительский бум, от него выиграли те страны, в которых национальная валюта не привязана к доллару.
- Рынки акций таких стран, как правило, небольшие. Это понятно: все деньги приходят от продажи нефти, странам просто не нужен ликвидный рынок, чтобы привлечь дополнительный капитал. Обычно в таких странах существуют ограничения на участие иностранных инвесторов в стратегических отраслях.
- Нефтяные компании напрямую контролируются государством, которое, обычно, управляет ими не слишком эффективно.
- Рынки и экономика этих стран сильно зависят от циклов цен на сырье. Поэтому часто они ведут себя нестабильно - за быстром ростом следует крах.
- Да и цены на нефть непредсказуемы. Почти никто в начале 2000-х не предсказывал ралли на рынке нефти.
- Довольно привлекательно выглядят нефтегазовые корпорации вроде "Газпрома" и Lundin Petroleum. Но эффективность инвестиций в в них зависит не только от качества управления, но и от налоговых режимов, которые создает для них правительство.
- Безусловно, следует инвестировать в отрасли, которые выигравают от роста ВВП и роста внутреннего потребления. Например, ритейл.
- Также стоит вкладывать деньги в активы, которые предпочитают национальные элиты, хоть напрямую они и не связаны с рынком нефти. Почти для всех представителей элиты нефтяных стран список будет одинаковым: недвижимость в Лондоне, современное искусство, люксовые товары. Также будет расти спрос на услуги частных банков и управляющих личными и семейными активами.
- Многие страны Ближнего Востока переправляют свои богатства в соседние государства. Выигрывает пока от этого Египет.
- Из этого опыта нефтяные страны извлекли урок: как только цены упадут, они начнут снижать расходы, чтобы снизить удар по экономике.
- Многие страны начали вкладывать нефтедоллары в диверсификацию экономики. Это поможет им пережить циклический спад.
- Финансовые показатели этих стран, включая резервы и госдолг, намного лучше, чем в конце 1980-х годов.
Падение цен начнется лишь в долгосрочной перспективе Прогноз Citi по ценам на нефть пока выглядит довольно оптимистично:
- В ближайшие 2-3 года цены на нефть будут волатильными. Но колебаться они будут в четком коридоре: потолок цен составит $130 за барр Brent, "пол" - $90 за барр.
- Цены смогут выйти за рамки этого коридора, но только в случае чрезвычайных событий. Например, если Иран все-таки перекроет Ормузский пролив или произойдёт непредвиденный разрыв в цепочке поставок.
- Это связано, прежде всего, с нетрадиционными источниками нефти. Это - нефтяные пески в Канаде и потенциально в Венесуэле., глубоководное бурение в Мексиканском заливе, а также сланцевая революция в Северной Америке, которая с высокой вероятностью в ближайшие 10 лет распространится на весь мир.
- В итоге, предложение нефти в ближайшие 10 лет превысит спрос, что приведет к падению цен.
- С макроэкономической точки зрения, цены, например, уже в достаточной степени стабилизировались и новых падений не будет. Нефть будет стоить $85-90 за барр.
- Однако если посчитать справедливую цену, то есть затраты на поиск и разработку месторождений за последние три года, то цена будет намного ниже - $65 за барр. Это справедливо, ведь сейчас капитальные затраты на разработку нефти из нетрадиционных источников окупаются в среднем при цене $70 за барр.
- При этом операционные издержки при добыче этих видов нефти говорят о том, что ее выгодно будет добывать и при падение цен. Операционные издержки при добыче из глубоководных скважин составляют $10 за барр, из нефтяных песков - $30, а добыча из сланцевых месторождений требует цены выше $50-60 за барр. Сланцевая революция в США увеличивает шансы на то, что цены упадут до $50 за барр.