- Оценить накопившийся потенциал роста цен и учесть факторы, определяющие их изменения: увеличение акцизов, рост издержек, динамику курса рубля и цен на нефть и др.
- Рассмотреть возможные ограничения роста цен, как со стороны правительства (административные меры, неформальные договоренности), так и способность/готовность потребителей платить высокие/возросшие цены.
- А затем свести между собой эти оценки, которые должны образовать интервал приемлемых для всех сторон цен.
- с мая 2011 по август 2012 г. наиболее востребованный бензин марки АИ-92 подорожал на 6%, бензин марки АИ-95 - на 8%;
- в текущем году по отношению к уровню декабря 2011 г. цены на бензины выросли на 1-2%;
- средняя цена за неполный 2012 год по отношению к средней цене 2011 г. увеличилась по АИ-92 и АИ-95 на 4-6%.
- цены на низкооктановый бензин АИ-80 увеличились на несколько процентных пунктов больше, чем на 92-го и 95-го бензины.
Динамика цен на дизельное топливо выглядит иначе. Цены на него оставались стабильными в течение полутора лет. С мая 2009 по октябрь 2010 г. прирост составил чуть более 6% - с 18,15 до 19,3 руб./л. К ноябрю 2011 цены поднялись до 27,5 руб./л, то есть более чем на 40% за 13 месяцев. Здесь сказалось и увеличение акцизов (примерно на 1,5 руб./л) и, вероятно, введение режима налогообложения нефтяной отрасли "60-66" (снижение экспортной пошлины для нефти и увеличение для мазута в октябре 2011 г). Однако прирост в 7 руб./л объяснить полностью только этими факторами невозможно. Не исключено, что увеличившейся рентабельностью производства и продаж дизтоплива нефтяники, фактически, субсидируют более чувствительные и более значимые для правительства цены на бензин. Все вышеперечисленное подтверждает тезис о накопленном потенциале роста. В предыдущий период сдерживание цен обеспечивалось, по-видимому, за счет снижения рентабельности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Рано или поздно рост цен произойдет.
Почему цены на топливо растут или падают Оценить влияние сезонного фактора на цены нефтепродуктов можно на основе данных за 2006-2012гг . Здесь стоит обратить внимание на наличие периодов снижения цен. Они связаны с сезонностью спроса (его сокращением) или ограничениями покупательной способности населения (как основного потребителя моторного топлива).
- Снижение цен на бензин в России может быть связано с падением цен на нефть, но в рассматриваемый период это происходило только однажды - во время кризиса 2008-2009 гг. Тогда в январе-феврале 2009 г. внутренняя цена на нефть достигала 2-3 тыс. руб. за тонну, сократившись в 3-4 раза по сравнением с ценой 2008 г., а розничные цены сократились всего на 20-30% - с 23 до 18-19 руб./л.
- Если учесть, что в этот же период должен был действовать фактор снижения реальных доходов населения и сокращение платежеспособного спроса на моторное топливо, то можно было бы ожидать и большего снижения цен на бензин. В этот же период рентабельность НПЗ и АЗС была, по-видимому, на очень высоком уровне.
34 руб. за литр - предел для населения Потенциал роста цен на бензин относительно уровня июля-августа можно оценить так:
- 2-3 руб./л - сезонное повышение, которое не встретит ограничения со стороны потребителей;
- 0,5-1,5 руб./л - увеличение акцизов в 2012 г. и расходов на производство топлив более высокого класса экологичности;
- 1,5 руб./л - увеличение акцизов в 2013 г.;
- 1-2 руб./л - возврат рентабельности на прежней уровень .
- Каковы ограничения роста цен на бензин? Основное ограничение - позиция государства. По-видимому, прирост более чем на 15-20% за год является пределом, за который нефтяники не должны выходить ни при каких обстоятельствах. Это дает ограничения роста цен в районе 32 руб./л бензина марки АИ-92. Предельный для населения уровень цен с точки покупательной способности доходов населения предварительно можно оценить в 33-34 руб./л. (хотя эта оценка может быть уточнена).
- При неизменных или слабо изменяющихся прочих факторах и условиях цена на бензин АИ-92 в оставшиеся полгода должны выйти на уровень 29-30 руб./л (нижняя граница) и вряд ли превысят 32-33 руб./л (верхняя граница). Можно отметить, что, скорее всего, снижения цен зимой (ноябрь 2012-январь 2013 г.) не будет, и 2012 год закончится с ценами на уровне 31-32 руб./л.