- Цена на нефть марки Brent в четверг к 16.00 по московскому времени на торгах на Лондонской бирже выросли на 1,07% до $117,31 за барр. На торгах в среду цены на американскую WTI выросли на 0,6% до $96,98 за барр.
- Сейчас цены на нефть находятся на максимальном уровне за три месяца. Они отыграли 65% потерь мая-июня.
- Основные причины роста: снижение предложения из-за санкций против Ирана, а также сокращение поставок из районов Северного моря, которые опустились ниже уровня прошлого года. Цены подогревает и возможность нанесения Израилем воздушного удара по ядерным объектам в Иране.
- От роста цен страдают жители регионов со слабыми валютами, например, европейцы. Из-за дешевеющего евро цены на нефть выросли для них до мартовских максимумов.
- На фоне слабой активности в мировой экономике такой быстрый рост цен кажется нежизнеспособным.
- Рост цен на нефть стал ударом и для политиков. Они сами ввели санкции против Ирана, ответом на которые стали рекордно высокие цены в период слабой активности в экономике. В результате США, Великобритания, Франция, Германия, являющиеся членами Международного энергетического агентства, могут открыть свои стратегические запасы нефти, чтобы успокоить рынки.
- Тем более, рост связан во многом со спекулятивным фактором: игроки рынки, которые после убытков, понесенных после разгромного падения цен в апреле-июне, вновь начали наращивать длинные позиции. Сейчас нефть явно перекуплена. Если не возникнет новых геополитических шоков, то инвесторы будут фиксировать прибыли. Точкой сопротивления станет $116,5 за барр.
- Нефть, правда, вряд ли упадет достаточно низко. Поддержка проходит в области 200-дневной скользящей средней цены - примерно на уровне $111,30 за барр. Даже когда цены на нефть падали в июне, этот тренд сохранялся.
Конец господства Brent Хэнсен сомневается, что Brent может надолго удержать завоеванную недавно позицию эталона на рынке нефти, ведь в Северном море добывается лишь небольшой процент от глобальной добычи. Группа аналитиков Morgan Stanley во главе с Хуссейном Аллидиной и Адамом Лонсоном подтверждает эту мысль. Сейчас рынок нефти растет во многом из рост цен на североморскую Brent, однако уже в четвертом квартале спрэд между ценами на Brent и американскую WTI начнет сокращаться.
- Рост цен на нефть связан с жесткими условиями на рынке Brent - цены на нефть этой марки и двигают рынок. Однако эти условия вряд ли сохранятся до конца этого года. Об этом свидетельствуют цены на форвардные контракты: дороже всего обойдется поставка в сентябре, поставка в следующие месяцы будет стоить уже немного дешевле.
- Сейчас спрос на нефть сезонно высок, а предложение Brent ограничено. Однако с середины октября спрос на нефть начинает сезонное снижение - тогда давление на рынок ослабнет и цены опустятся.
- Добыча нефти во многих странах к четвертому кварталу восстановится, причем это касается целого ряда регионов: стран Северного моря, Анголы, Йемена, Южного Судана. Кроме того, добыча постоянно растет в США и Канаде. Иран также может увеличить экспорт, он потихоньку налаживает систему бартерных контрактов с правительствами Индии и стран Юго-Восточной Азии в обход американского эмбарго.
- Спред между Brent и WTI сейчас колеблется на уровне $17-18 - осенью эта разница сохранится. Цены на WTI уже учитывают возможные плохие новости. Если ничего плохого не случится, к концу года спред начнет снижаться.
- Цены на WTI оставались довольно низкими из-за проблем на, по сути дела, единственном нефтехранилище в США - Кушинге. Весной оно было перегружено из-за роста добычи нефти внутри США и поставок из Канады. Сейчас в США уже созданы альтернативы Кушингу: построены хранилища нефти на Среднем Западе, которые решат эту проблему. В США постепенно формируется инфраструктура для поставок нефти, пока внутри страны.
- Одна из целей столь быстрого роста добычи - компенсировать поставки нефти на мировой рынок, выпавшие из-за введения санкций против Ирана.
- Однако есть и другая причина: экономика Саудовской Аравии растет очень быстро, а это означает и быстрый рост внутреннего спроса на нефть, который приводит к росту добычи.
- Аналитики Barclays Capital весной придумали новую концепцию того, кто и как влияет на рынок нефти: рост спроса на нефть определяют четыре страны - Бразилия, Китай, Индия и Саудовская Аравия. Они же являются и драйверами мирового экономического роста. Таким образом, эксперты превратили BRIC в BICS, исключив Россию.
- В 2011 году именно на эти страны пришлась большая часть роста потребления нефти. А с учетом экономических проблем развивающихся стран, то же самое происходит и в этом году.