- Вводится патентная система налогообложения для предпринимателей по 47 видам деятельности. В Минфине считают, что этот налог принесет местным бюджетам около 1 млрд. руб.
- Увеличатся размеры отчислений от единого сельскохозяйственного налога с 35 % до 50 %, в бюджеты поселений — с 35 % до 50 % и в бюджеты городских округов с 70 до 100 %. Это принесет местным бюджетам еще 1,1 млрд. руб.
- На местный уровень переводятся штрафы за правонарушения с сфере благоустройства. Минфин не может оценить объем этих средств. Все штрафы сейчас приносят субъектам только 7,1 млрд.руб. По оценкам экспертов, доля штрафов за правонарушения в сфере благоустройства составляет не более 0,5 млрд.руб.
- Льготы и изъятия по местным налогам будут оптимизированы. Из льготной категории налога на земельные участки будут исключены владения армии, спецслужб и таможни. По оценкам Минфина, это принесет местным бюджетам около 3 млрд. руб.
- Будет - правда, не понятно, когда - введен местный налог на недвижимость. Кадастровая оценка объектов капитального строительства должна была закончиться в конце этого года, но скорее всего, завершить ее не успеют. Введение этого налога - в который уже раз - может быть перенесено еще на год.
Проблема не только в том, что растет дефицит. Темпы роста доходов муниципалитетов упали сразу после кризиса и не могут восстановится до сих пор.
Причин у этой расбалансированности несколько:
- Из местных бюджетов постепенно вывели доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности больниц, университетов и учреждений культуры. По закону, окончательно вступившему в силу с 1 января 2012 года, все заработанные деньги будут оставаться у самой бюджетной организации, чтобы стимулировать их оказывать качественные услуги и повысить их самостоятельность.
- Раньше значительную часть средств муниципалитеты получали от своих субъектов федерации, но теперь межбюджетные трансферты регионам сокращены на 100 млрд руб. Все учреждения здравоохранения, например, перевели на уровень субъектов и расходы на их содержание в финансовой помощи местному самоуправлению больше не учитываются. Но сами эти расходы заменили другими, не менее обременительными.
- Как утверждает источник "Финмаркет" в Минфине, местным бюджетам дорого обошлись предвыборные обещания президента Владимира Путина. В прошлом году местным властям было дано задание построить большое количество детских садов. Обязательства легли на муниципалитеты, а собственных средств у большинства из них не оказалось, пришлось занимать. Часть средств пошла также не повышение выплат социальным работникам в соответствии с одним из первых указов вновь избранного президента.
- Местные власти вообще много кредитовались, а еще предоставляли гарантии по кредитам бюджетным организациям. Выданные гарантии отражаются в балансе как долг. План спасет от дефицита Минфин считает, что главное лекарство от роста дефицитов - переход на трехлетний бюджет. По мысли чиновников, расходы, запланированные заранее, стабилизируют муниципальные финансы и снизят напряженность. Правда, на трехлетние бюджеты уже перешли 68 регионов, но от роста дефицита это их пока никак не спасло. В любом случае, воля Москвы уже претворяется в жизнь: Минфин в конце июля обсудил с регионами грядущие изменения, и серьезных возражений они не вызвали. Позже состоялось совещание у вице-премьера Дмитрия Козака. Как пояснили в аппарате правительства, было принято решение, что поправки по обязательным трехлетним бюджетам для всех уровней власти внесут вместе с налоговыми поправками в октябре этого года. Они вступят в силу уже с 1 января 2013 года.