- Российский ВВП в этом году вырастет на 3,5%, прогнозируют в Citi. ВВП еврозоны, напротив, снизится на 1%.
- Россия выгодно отличается от Европы и по уровню задолженности. Например, задолженность российских домохозяйств составляет 10%, а европейских - 74%. Госдолг России составляет всего 9%, а Европы - 95%. При этом большая часть российского долга номинирована в рублях - ей не грозит валютный долговой кризис.
- Дело не только в долгах. Большинство макроэкономических показателей в стране лучше, чем в ЕС: профицит счета текущих операций в России в 2012 году составит 6% ВВП, а в 2013 году снизится до примерно 2%. Российское правительство переживает по этому поводу, но по сравнению с Францией, Италией или Испанией, счет текущих операций которых давно дефицитен, это хорошие цифры.
- В Citi ожидают небольшого профицита бюджета в этом и следующем году. В Европе такую роскошь себе может позволить лишь Швейцария.
- Безработица в России сейчас находится на уровне Германии, она намного ниже, чем во Франции, Италии или, тем более, Испании.
- В отличие от европейцев у России есть и еще одно неоспоримое преимущество: собственная валюта и независимый Центробанк, который может проводить необходимую национальной экономике независимую монетарную политику. Сейчас рубль стал намного гибче - это снижает воздействие внешних шоков на российскую экономику.
- Кризис в Европе не может сильно повлиять на Россию. Главным продуктом экспорта из России в Европу остается газ. И только российские компании, торгуемые на бирже, продают основную часть своей продукции в Европу - "Газпром", НЛМК и "ВымпелКом".
- Россия - самая крупная экономика в Европе, с точки зрения численности населения. Уже давно Россия стала самым крупным европейским рынком для потребительских товаров средней и низкой ценовой категории, например, мобильных телефонов, пива, стиральных машин и телевизоров. В 2012 году Россия обойдет Германию и станет самым крупным рынком по продаже автомобилей.
- Уровень проникновения различных товаров и услуг на российский рынок, по сравнению с Европой, остается очень невысоким. В Citi это объясняют тем, что процесс перехода к капитализму не был завершен, а уровень жизни россиян начал расти совсем недавно. Это значит, что потребление в стране будет расти еще долго, а бизнес сможет экстенсивно развиваться и зарабатывать.
- Западные компании уже поворачиваются к России лицом. General Motors заявили, что из-за стагнации в Западной Европе ключевым европейским рынком для компании станет России. Россия - ключевой драйвер роста для таких компаний как Scania, Coca-Cola и Raiffeisen.
- Россия - огромное поле для слияний и поглощений: перспективные рынки совершенно не консолидированы, и компаниям есть, куда расти. Например, доля рынка, контролируемая тремя крупнейшими российскими ритейлерами куда ниже доли трех крупнейших европейских ритейлеров на рынке ЕС.
- Однако главный секрет российских компаний в том, что они очень прибыльны. Рентабельность российских компаний намного выше их европейских конкурентов. Россия является одним из самых прибыльных мировых рынков.
Ключевые риски Однако инвестиции в Россию сопряжены с рисками, которые стоит учитывать желающим заработать на российских потребителях и прибылях компаний. В Citi выделили два универсальных риска, с которыми инвесторам осталось просто смириться. Во-первых, это зависимость от цен на нефть, а критическим уровнем цен для России является $80 за барр. Во-вторых, это слабая законодательная среда, что еще раз подтверждает дело "Юкоса". Однако есть три риска, с которыми иностранные инвесторы все же могут бороться. 1.Плохое качество корпоративного управления. Во многом это связано с тем, что компаниями управляют крупные акционеры, а не инвесторы. 2.Недостаток ликвидных компаний на рынке, особенно в быстрорастущих секторах. 3.Слабые управленческие команды. Советы инвесторам Лучшим способом воспользоваться преимуществами России и избежать этих рисков, по мнению Citi, являются инвестиции в глобальные компании, которые уже вложили деньги в Россию. Большинство из них родом из Европы. Группа 1. 20% и более прибыли приходит из российского рынка. Сюда входят Japan Tobacco, Tele2, Carlsberg, Oriflame, Raiffeisen и другие. Группа 2. 10-20% прибылей приходит из России. В эту группу входят Danone, производитель грузовиков Man и Scania, сеть гипермаркетов Metro, Coca-Cola и другие. Группа 3. 5-10% прибылей приходит из России. Эти компании: Philip Morris, Brittish American Tobacco, Renault, Adidas, Henkel, Pirelli и другие. Динамика акций и финансовые показатели первых двух групп компаний во многом зависят от ситуации в России. В эти акции в Citi советуют вкладывать как российским, так и зарубежным инвесторам. Тем более сейчас, ведь Россия становится все более открытой для иностранных инвесторов из-за вступления в ВТО. А к реформам российское правительство подтолкнет конец супер-циклов высоких цен на сырье.