Москва. 10 июля. FINMARKET.RU - В Госдуме прозвучали последние аккорды "мыльной оперы" под названием "вступление России в ВТО". Накануне Конституционный суд РФ огласил свое решение по запросу более 130 депутатов: договор о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не противоречит Конституции страны. Это позволило Думе во вторник ратифицировать протокол. Но единства по вопросу вступления страны в эту организацию так и не появилось.
За принятие документа проголосовали 238 депутатов, против - 208.
Россия в рамках присоединения к Всемирной торговой организации согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Потери понесет и бюджет, и некоторые отрасли экономики. Правда, в перспективе членство в этой организации дожно принести стране и гражданам значительные дивиденды, считают сторонники присоединения к ВТО, в том числе и в правительстве. Аргументы противников - вступление РФ в ВТО не станет стимулом для развития российской экономики.
По мнению Минэкономразвития, потери бюджета от снижения пошлин будут нивелированы ростом торговли и повышением налогооблагаемой базы.
Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов
Прямые потери от снижения импортных пошлин после присоединения России к ВТО в 2013 году оцениваются в 188 млрд рублей, в 2014 г.- в 257 млрд рублей.
Фактический ущерб для бюджета будет значительно ниже. Мы исходим из того, что реальные потери будут существенно меньше вследствие роста торговли и, соответственно, повышения налогооблагаемой базы.
В среднем таможенный тариф снизится на 3,5 процентного пункта. Это снижение не больше, чем у других присоединившихся к ВТО стран. Оно растянуто по времени. Переходный период достигает пять-семь лет.
Как ожидается, в 2013 году средний уровень тарифной защиты составит 7,4%, в 2014 году - 6,9%, в 2015 году - 6%. Сегодня уровень тарифной защиты составляет порядка 9,5%, при этом уровень связывания находится на более высоком уровне - 12%. Это означает, что в случае необходимости тарифная защита по отдельным категориям товаров может быть повышена.
Россия в рамках переговорного процесса оговорила право направлять на субсидии сельскому хозяйству до $9 млрд в год (в 2013-14 гг.), что значительно выше реальных потребностей отрасли (с 2014 года этот показатель должен постепенно снижаться, до $4,4 млрд в 2018 году).
Предприятиям по выпуску сельхозтехники (отрасль опасается наплыва импортной техники при снижении пошлин до 5%) надо ускорить обновление выпускаемой продукции. До последнего времени, действовал специальный механизм субсидирования процентных ставок, связанных с поддержкой отечественного сельхозмашиностроения. Такой механизм будет сохранен и после присоединения России к ВТО. Правда его необходимо будет переформатировать, над этим собственно правительство и работает.
Но справедливости ради я должен сказать, что не мешало бы нашим ведущим менеджерам предприятий сельхозмашиностроения быть более активными. Я от многих руководителей этих предприятий, фамилии которых вы хорошо знаете, слышу об одних и тех же проблемах уже 15 лет. Но, наверное, за 15 лет можно было сделать какую-то новую линейку машин, которая была бы востребована нашим сельским хозяйством, а не производить какие-то единичные образцы.
Аргументы противников ВТО
Фракция
КПРФ собирались в полном составе голосовать против ратификации протокола о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Первый зампред руководителя фракции КПРФ Сергей Решульский посетовал, что сторонники вступления России в ВТО не проделали никакой предварительной работы для того, чтобы минимизировать негативные последствия для страны и не привели никаких весомых аргументов, основанных на научных расследованиях и строгих цифрах.
По мнению коммунистов, надо было предпринять следующие конкретные действия до вступления в ВТО.
- Надо было остановить бегство нашего капитала за границу. В минувшем году туда было вывезено $84 миллиарда, а за пять месяцев нынешнего года - $42 миллиарда.
- Надо было ограничить приток иностранных инвестиций в страну.
- Навести порядок в налоговом законодательстве.
- Добиться серьезных успехов в борьбе с коррупцией и казнокрадством.
- Решением этих четырех позиций можно было бы сохранить сотни миллиардов рублей.
- Россия не в состоянии продавать за рубеж свои товары, которые не пользуются там спросом, за исключением нефти и газа. В 2010 году мы продали за рубеж товаров на $32 миллиардов, а закупили за рубежом на $152 миллиарда. Что же касается сельского хозяйства, то мы продали за рубеж товаров на $5 миллиардов, а закупили на $12 миллиардов.
- Если нам нечего продавать, зачем нам идти в ВТО на роль потребителя?
- Вступление России в ВТО в ближайшие годы уничтожит отечественное сельскохозяйственное производство. Допустимый объем господдержку и в текущем и будущем году сельского хозяйства определен в 9 миллиардов рублей, а к 2018 году эта цифра сократится до 4,4 миллиарда рублей. Ну, кто еще сомневается, что это не программа уничтожения сельского хозяйства?
- Вопрос ратификации - не экономический и не финансовый. Это вопрос нравственный, вопрос гражданской совести и мужества, вопрос выживания всего российского народа.
Фракция
ЛДПР также не собиралась голосовать за присоединение к ВТО. Лидер ЛДПР и ее думской фракции Владимир Жириновский о последствиях вступления России в ВТО:
- Мы не видим положительных моментов. Если даже они есть, то количество отрицательных намного больше.
- Вступление РФ в ВТО не станет стимулом для развития российской экономики. Мы будем волочиться в последнем вагоне этого обоза под названием ВТО, где всем верховодят транснациональные компании. В их руках все финансы мира, и они решают, какой курс. Вся продажа идет за доллары и евро. Все рынки в их руках.
- Выиграют лишь российские производители стали, некоторых продуктов химической промышленности и удобрений.
Эсеры также не поддерживают ратификацию протокола, считая, что Россия в настоящее время не готова к вступлению в ВТО. Руководитель фракции
"Справедливая Россия" в Госдуме Сергей Миронов
- Мы не противники ВТО в принципе. Это современный хороший инструментарий для стран с развитой экономикой, для стран с экономикой, где каждая отрасль конкурентоспособна. Многие наши отрасли неконкурентоспособны, это значит, мы ставим на них жирный крест, а, значит, ставим жирный крест на благополучии огромного числа российских семей. Мы, социал-демократическая партия России "Справедливая Россия" не можем поддержать такой законопроект.
- Мы ожидаем упадок, стагнацию значительного числа предприятий. Практически массовую безработицу в некоторых отраслях, прежде всего в машиностроении, причем все машиностроение без исключения. Мы ожидаем потерю возможностей наших отечественных товаропроизводителей реально конкурировать. А значит, мы будем завалены, может быть, даже более дешевыми продуктами.
- В будущем Россия станет сырьевым придатком мира, и будет поставлять только энергоресурсы, а ее промышленность не будет конкурентоспособна.
- Именно поэтому мы посчитали возможным отложить ее на несколько лет.
Мнение экспертов
Российская экономическая школа и компания Ernst & Young в апреле подготовили совместное исследование о том, чего ждать России от вступления во Всемирную торговую организацию. Основные выводы, к которым пришли исследователи:
- В среднесрочной перспективе потребление вырастет на 0,5%. Небольшого спада можно ждать в Сибири и на Урале.
- Реальные заработные платы квалифицированных рабочих вырастут на 0,5%, неквалифицированных - на 0,1%.
- Среди промышленных отраслей в выигрыше за счет увеличения выпуска и улучшения доступа на зарубежные рынки окажутся цветная и черная металлургия, химическое и нефтехимическое производство.
Выигравшие и проигравшие от вступления России в ВТО
Всемирный банк обещаетРоссии в среднесрочной перспективе выгоду в 3,3% ВВП или около $49 млрд, если брать за основу ВВП 2010 года. В долгосрочной перспективе, когда начнет сказываться позитивное влияние вступления в ВТО на инвестиционный климат, выгоды должны увеличиться до 11% в год, или $162 млрд. На рынок услуг придут новые компании, и это повысит качество услуг. Доходы среднестатистической российской семьи будут увеличиваться на 7,2% в год.
Эффект от вступления в ВТО будет равномерным для всех групп населения
Протокол о присоединении РФ к ВТО был подписан 16 декабря 2011 года. Согласно федеральному закону "О международных договорах", документ подлежит ратификации. В соответствии с условиями присоединения к ВТО процедуры ратификации, в том числе и подписание закона президентом РФ, должна быть завершены до 23 июля 2012 г., после чего Россия станет полноправным членом организации. В противном случае, все придется начинать сначала.
В соответствующем постановлении Госдумы депутаты дают правительству ряд рекомендаций:
- В частности, со дня вступления в силу протокола необходимо вести ежеквартальный мониторинг ввоза на территорию РФ товаров, его влияния на объемы производства и удельный вес на внутреннем рынке аналогичных товаров российского происхождения для оперативной подготовки предложений о введении мер защиты соответствующего товарного рынка.
- До 1 октября 2012 года надо разработать и представить в Госдуму стратегию действий федеральных органов исполнительной власти по защите национальных интересов РФ в ВТО, а также план разработки и принятия федеральных законов, нормативных правовых актов правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в связи с ратификацией протокола.
- До 1 января 2013 года правительству рекомендовано представить в Госдуму информацию о реализации мер, направленных на адаптацию экономики РФ к новым экономическим условиям и составленных на основе предложений отраслевых союзов и ассоциаций, рабочей группы по законодательному обеспечению присоединения России к ВТО, сформированной при комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, федеральных органов исполнительной власти.
Под чем подписалась Россия
Россия с момента присоединения к ВТО снизит только так называемые "антикризисные" пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% с момента присоединения к ВТО (далее по ним предусматривается постепенное снижение в течение семи лет до 15%).
Средневзвешенный импортный тариф в РФ в 2008-2010 годах составлял в среднем 10,3%, в том числе 15,6% по сельхозтоварам и 9,4% по промышленным. Условия, на которых Россия договорилась присоединиться к ВТО, даже несколько жестче: на момент присоединения к ВТО РФ может в среднем поднять импортную защиту до 11,8%, в том числе 15,2% по сельскохозяйственным и 11,2% по промышленным товарам. Затем в течение переходных периодов (как правило, они составляют 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет) пошлины будут снижаться, и в результате средневзвешенный импортный тариф понизится примерно до 7,1%, в том числе до 11,3% по сельхозтоварам и 6,4% - по промышленным товарам.
Таким образом, в целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентного пункта.
По оценкам Минэкономразвития, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.
Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако в подавляющим большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования.
Основным исключением из этого правила является сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%, а 49%-ное ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ное ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет. При этом с 2004 года 49%-ное ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, не применяется к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС. Через 9 лет после присоединения к ВТО формально разрешается работа в России "прямых" филиалов иностранных страховых компаний, однако ограничения, предусмотренные нашими обязательствами, позволяют сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает эту филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями.
В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.
Обязательства РФ в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна "связывает" общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения. Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять $9 млрд (это в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года - будет "связан" на нынешнем уровне.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.