- В начале 2000-х годов экономика Германии оказалась в кризисе из-за краха интернет-компаний США, в которые активно вкладывались немецкие инвесторы. Немецким компаниям и банкам пришлось списывать плохие активы "доткомов".
- После создания еврозоны существенно ужесточились финансовые условия для банков, компаний и населения. До этого правительство всячески поддерживало банковскую систему.
- В немецкой экономике страны была масса структурных проблем, похожих на нынешние проблемы стран европейской периферии: рынок труда был негибким, курс евро был слишком высоким для находящейся в кризисе страны. В самой индустриализованной стране в мире начался процесс деиндустриализации - производства выводились в менее развитые страны. Экономика, инвестиции и кредитование росли крайне медленно.
- В начале 2000-х годов экономика южных стран Европы, напротив, процветала: ВВП рос быстро, бизнес и население нуждались в кредитах, а кризис доткомов их никак не затронул, ведь местные инвесторы практически не вкладывались в высокие технологии.
- ЕЦБ, чтобы помочь Германии, снизил ставки до 2%, тогда это считалось крайне мягкой политикой. Этот уровень ставок был слишком низким для Южной Европы, но при этом все еще высоким для Германии.
- Германия действительно выбралась из кризиса, и ей не пришлось даже ослаблять свою бюджетную политику. А на страны юга Европы обрушился настоящий инвестиционный дождь. В итоге, в них быстро образовались пузыри, власти отбросили всякие приличия по части бюджетных трат и прожили несколько изобильных лет. Так продолжалось до тех пор, пока пузыри не лопнули.
- При этом положительный эффект сверхмягкой политики ЕЦБ для Германии сильно переоценивается, уверены авторы блога. Стремительный рост немецкого экспорта в 2000-е годы - просто миф. Доля немецкого экспорта в европейской торговле, конечно, выросла, но не значительно - в 2006 году она была лишь ненамного выше, чем в 1995 году. Всех сбивает с толку то, что в 1995 году у страны был дефицит счета текущих операций, а в середине 2000-ых - солидный профицит. Но это связано не с ростом экспорта, а с падением импорта. Немцы увеличили дою сбережений, сократив траты на покупку европейских товаров. Это было вызвано не процветанием, а, напротив, ослаблением немецкой экономики.
Общее правило таково: если регуляторы проводит мягкую стимулирующую политику, то в выигрыше оказываются процветающие в этот момент регионы. Выигрыш краткосрочный - через несколько лет эти цветущие оазисы превращаются в руины: образовавшиеся пузыри рано или поздно лопаются, что вызывает кризис. Сейчас в Европе относительно процветающей кажется Германия - значит снижение ставок сначала направит в нее поток дешевых денег, а затем - смоет ее экономику этим потоком. Сами немцы явно не научились на собственных ошибках. Как и в начале 2000-х годов, Германия требует ото все и от себя самой жесткой бюджетной политики и при этом приветствует смягчение политики монетарной. Из-за этого через несколько лет Германия может оказаться на месте Италии или Испании. Мягкая денежная политика породила другую модель банков ЕЦБ стоит поучиться и на ошибках ФРС. Американский центробанк снизил ставки до 0% и насытил рынок ликвидностью. Это лишь завуалировало банковский кризис, а сами банки эволюционировали в насосы по перекачиванию денег с одних счетов в ФРС на другие. Они больше не стремятся получить прибыль от кредитования экономики, а пытаются избежать рисков, вкладывая деньги в безопасные активы и на счета в центробанке. Авторы блога Alphaville газеты Financial Times предупреждают, что та же эволюция предстоит и банкам Европы.
- В 2008 году ФРС и другие регуляторы начали беспрецедентное смягчение монетарной политики. Расчет был такой: в США - широкомасштабный кризис ликвидности, а не кредитоспособности. ЦБ предоставит банкам ликвидность взамен активов, которые больше никому не нужны. Через какое-то время банки восстановятся и начнут кредитовать экономику.
- Эти расчеты не оправдались. Оказалось, что банкам нужны все новые вливания капитала, чтобы оставаться кредитоспособными. Регуляторам приходится держать ставки на минимальном уровне, часто реальные ставки негативны.
- Инвесторы начали конкурировать за безопасные активы. Банки предпочитают хранить деньги на депозитах в центробанке.