- Иран является второй в мире страной по запасам природного газа (16%), четвертой по запасам (6,5%) и добыче нефти (5,2%). При этом добывать нефть в Иране выгодно - месторождения характеризируются высокой производительностью и низкой себестоимостью.
- Однако росту добычи нефти в Иране постоянно мешали политические проблемы. К 1974 году добыча достигла своего пика - 6 млн баррель в день. Потом была исламская революция, война с Ираком и санкции: в 1980-е годы добыча сократилась до 2 млн баррель в день. В 2006 году добыча стабилизировалась на уровне 4-4,3 млн баррель в день.
- Счастливые денечки для иранских нефтяников длились недолго. В октябре 2011 года вступила в силу первая часть санкций против Ирана и к апрелю 2012 года добыча нефти упала до 3,3 млн баррелей в сутки - столько же в Иране добывали во время войн и революции.
- В 2011 году из 4,3 млн баррелей в день, которые добывал Иран, 2,5 млн баррелей экспортировалось. Однако в апреле 2012 года экспорт Ирана упал до 1,2 млн баррелей в день из-за введения санкций.
- Текущая ситуация на рынке нефти крайне неприятна для Ирана: к эмбарго добавляется падение цен, что не может не сказаться на бюджете страны, доля нефтяных доходов в котором составляет 45%.
Мировой рынок нефти не чувствует эмбарго
- На долю 27 стран ЕС приходилось 21% иранского экспорта - с 1 июля экспорт в эти страны полностью запрещен.
- Ни одна европейская страна серьезно от введения санкций не пострадает. По своим характеристикам иранская нефть не уникальна и может быть легко заменена нефтью из других стран.
- Совокупные резервы нефти в странах ЕС, по данным МЭА, составляют 1341,9 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. Этого достаточно, чтобы прожить без иранской нефти 4 месяца.
- Самые крупные покупатели иранской нефти: Китай, на который приходится 23% всего иранского экспорта, Япония - 14% и Индия - 13%.
- Южная Корея объявила о том, что полностью откажется от импорта иранской нефти в третьем квартале этого года. При этом доля иранской нефти в ее нефтяном импорте составляет 11% - самая большая зависимость в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- Китай сократил в марте импорт нефти из Ирана вдвое по сравнению с мартом прошлого года. С Ираном Китай расплачивается юанями и наращивает закупки нефти у других поставщиков - России, Саудовской Аравии и так далее.
- Индия долгое время скупала иранскую нефть, от которой отказывался Китай. Затем США пригрозили отрезать Индию от системы долларовых расчетов, и с марта по апрель закупки иранской нефти индусами упали на 34%. В 2012-2013 финансовом году индийское правительство хочет сократить закупки еще на 11%.
- Дополнительный стимул для отказа от иранской нефти - проблемы с ее страхованием. Европейские страховщики, контролирующие рынок страхования морских перевозок, больше не страхуют суда с иранской нефтью.
- Пока выход из этой ситуации нашла лишь Япония, которая не готова присоединится к американо-европейскому эмбарго. Суда с иранской нефтью будет страховать правительство страны.
- На долю пролива приходится 20% транспортировки всей торгуемой в мире нефти и 35% международного транспортного сообщения. Примерно 85% нефти через Ормузский залив идет к азиатским покупателям.
- Это самый загруженный пролив в мире. Ежедневно наиболее узкие места в проливе проходят 14 танкеров.
- Осуществляют контроль и поддерживают порядок в Ормузском проливе иранские военно-морские силы. Попасть в пролив можно лишь через иранские территориальные воды.
Перекрытие Ормузского пролива может привести к невиданному сокращению предложения нефти - рынок недосчитается примерно 17 млн баррелей нефти в сутки. Такого крупного одноразового снижения поставок нефти в истории еще не было, разумеется, это приведет к резкому росту цен на нефть.
Обходные пути есть, но их недостаточно Очевидно, что страны Персидского залива будут искать альтернативные маршруты поставок своей нефти в порты Красного и Средиземного морей. Действующая сеть нефтепроводов с этим не справится. 1.Саудовская Аравия может поставлять свою нефть через Petroline - трубопровод, соединяющий побережье страны и порт Янбу на Красном море. Пропуская мощность - 5,1 млн барр в сутки, сейчас доставляется всего 2 млн барр в сутки. 2.Трубопровод Ирак-Турция мощностью 1,6 млн барр в сутки. Сейчас в турецкий порт Джейхан поставляется 0,4 млн барр нефти в сутки. 3.Нефтепровод Хабшан-Фуджайра был построен ОАЭ как раз для обхода Ормузского пролива. В марте его начали заполнять технической нефтью, в ближайшие 2-3 месяца он заработает. Мощность будет увеличена до 1,8 млн барр. 4. Есть несколько неработающих трубопроводов, которые можно в случае блокады Ормуза ввести в эксплуатацию. Это трубопровод IPSA, соединяющий Ирак и Саудовскую Аравию мощностью в 1,65 млн барр в день, нефтепровод Tapline из Саудовской Аравии в Ливан мощностью 0,5 млн барр в день, а также стратегический нефтепровод Ирака мощностью 1,4 млн барр в сутки, соединяющие южные и северные нефтяные провинции страны.
Суммарная мощность действующих нефтепроводов составляет 6,3 млн барр в день. Этого недостаточно, чтобы компенсировать потери от перекрытия Ормуза. За год пропускную способность можно будет увеличить до 10,4 млн барр в сутки. Дефицит нефти, который возникнет в случае блокады Ормузского пролива, можно будет частично возместить за счет стратегических запасов Китая и стран Запада.
- Общие объемы резервов нефти и нефтепродуктов стран МЭА в первом квартале 2012 года оценивались в 4,18 млрд барр. Из них государственные запасы - 1,5 млрд барр.
- Если азиатские страны откроют резервы, то без нефти из Персидского залива они смогут прожить 2 месяца, а с учетом промышленных запасов - чуть более 5 мес. Если эти страны придут на помощь другим страна региона, то резервов хватит всего на 3,5 месяца.
- Северная Америка без нефти из Персидского залива сможет прожить более 3 лет.
- В Китае резервы нефти намного ниже американских: в 2011 году они составляли около 200 млн баррелей. Этого Китаю хватит всего на 90 дней.
Рынок газа под ударом Через Ормуз идут поставки всего производимого в регионе сжиженного газа. Тяжелей всего придется Катару, который вложил огромные средства в программу строительства крупнейшего в мире кластера по производству сжиженного газа. Сильней всего пострадают потребители газа в Азии, которая на 24,2% зависит от экспорта газа из региона, и в Европе (16,5%). Для Великобритании, например, это может обернутся энергетической катастрофой - она потеряет примерно 26% импортируемого в страну газа.
- Газовый рынок пострадает от перекрытия пролива в большей степени, чем нефтяной, ведь в мире нет таких значительных запасов газа.
- Катар и ОАЭ полностью лишатся доступа к рынку
- Зато в выигрыше окажется Россия, которая сможет бесперебойно поставлять газ в Европу по более высоким ценам.
- В случае военного конфликта в Иране и перекрытия Ормузского пролива мир ожидает длительный период высоких цен на нефть. В этом случае инвестиции направятся в нефтедобывающие страны вне Персидского залива.
- Произойдет увеличение инвестиций в нефтяной сектор России, однако их существенно ограничит отсутствие возможности у компаний получить доступ к новым и рентабельным месторождениям.
- Получат развитие проекты по добычи нефти и газа на глубоководном и арктическом шельфе.
- Высокие цены - не на всегда. Они приведут к серьезному замедлению мировой экономики и, в конечном счете, падению цен на нефть.
- Долгий период высоких цен на нефть приведет к структурному сдвигу в экономике: страны будут развивать альтернативные источники энергии и стремиться к отказу от нефти.