- Уровень безработицы упал до минимального значения за российскую историю - 5,4%. Осаковский уже отмечал, что безработица снижается из-за сокращения рабочей силы, а не из-за создания рабочих мест - в России становится все меньше людей трудоспособного возраста.
- Конкуренция за работников привела к росту номинальных зарплат - на 15,1% в годовом выражении. При том рост реальных зарплат составил 11,1% - его ускорила стабильно низкая инфляция в первом квартале 2012 года.
- Рост зарплат и доходов привел к взрывному росту розничных продаж - на 6,9%. Это выше прогноза Bank of America.
- Инвестиционный спрос также заметно вырос - на 7,7%, что вообще похоже на чудо, ведь это произошло вопреки нестабильности на финансовых рынках, снижению нефтяных цен, ужесточению условий на рынке капитала и эффекта высокой базы (сравнении с прошлым годом).
Ускорение инфляции - сигнал о перегреве экономики Перегрев экономики в итоге должен привести к росту инфляции. Это уже можно наблюдать в начале июня:
- С начала июня рост инфляции уже составил 0,4%, а концу месяца она может ускориться до 0,6% в месячном выражении.
- Инфляцию в годовом выражении это может увеличить до 4% в июне по сравнению с 3,6% в мае.
- Ускорение инфляция идет вразрез с эффектом сезонности. Так, если скорректировать рост в 0,6% с учетом сезонного фактора, то инфляция в годовом выражении в июне составит 8,4%.
- Инфляция резко ускориться в июле. В годовом выражении даже без корректировки на эффект сезонности она составит 5-6% - это соответствует цели Центробанка на год. Виновато в этом повышение тарифов, которое из-за выборов было перенесено с января на начало второго полугодия.
- К концу этого года инфляция окажется выше запланированных Центробанком 6%. Осаковский пересмотрел свой прогноз по инфляции на этот год с 6% до 6,3%.
Перегрев будет недолгим Многие факторы, которые ускорили инфляцию в начале июня, тем не менее, во втором полугодии будут действовать, скорее, на ее снижение. Так главным фактором ускорения инфляции в начале июня стало снижение курс рубля в мае и интервенции ЦБ. Осаковский оценил, что чувствительность инфляции к колебаниям бивалютной корзины составляет 30%: падение рубля на 11% в мае привело к росту инфляции в годовом выражении с учетом сезонности на 3 процентных пункта в июне. Это соответствует ускорению инфляции на 0,6-0,7% месяц к месяцу. Однако к концу году курс доллара снова снизится до 30 руб. Это будет сдерживать инфляцию во второй половине года. Инфляцию может ослабить также значительное снижение нефтяных цен. Это уже заметно по слабому росту цен производителей, который в мае составил всего 3,1%. Да и факторы, которые привели к перегреву экономики в начале года, во втором полугодии работать уже не будут. Правда, есть и плохая новость - рост начнет замедляться:
- Тенденцию к перегреву экономики усилил значительный рост бюджетный расходов в первом квартале - почти на 40% в годовом выражении.
- Разогреву также способствовало снижение ставок страховых взносов, которое вступило в действие в этом году.
- Индексация тарифов с 1 июля подорвет потребительский спрос.