- Из-за кризиса в 2009 году правительство перестало отчислять сверхдоходы от экспорта нефти в резервы, и уже четыре года подряд расходует их на текущие нужды. В результате расходы федерального бюджета выросли с 15,9% ВВП в 2006 году до 21,6% в бюджете на 2012 год, а дефицит без учета нефтегазовых доходов - с 3,5% ВВП до 11% ВВП. При падении цен на нефть вся бюджетная конструкция может рухнуть.
- Для того, чтобы этого не произошло, с 2013 года правительство хочет вернуться к практике накопления резервов: все, что принесет казне продажа нефти по ценам, выше определенных правительством, снова будет попадать в Резервный фонд.
- Минфин планировал стартовать "с места в карьер": цена отсечения в 2013 году должна была рассчитываться как средняя за пять лет, начиная с 2007 года. В 2007 году цены на нефть были - по нынешним временам - весьма умеренными. Но первый вице-премьер Игорь Шувалов еще в начале июня предложил министрам "отрезать" в формуле расчета этот самый 2007 год, а вместо него "приклеить" 6 месяцев 2012 года.
- Смысл этой манипуляции прост: 2007 году средняя цена нефти составила всего $69 за баррель, а за 5 месяцев этого года - $114. Таким образом, цена отсечения в $83 за баррель может быть поднята до $92 по новой.
- Из материалов Минфина, внесенных в правительство на прошлой неделе (копия есть в распоряжении "Финмаркета") следует, что этой хитростью, дающей возможность потратить лишние деньги, чиновники решили воспользоваться. На 2013 год цена отсечения будет рассчитана на основе данных за 2008-2012 год, на 2014 - за 2008-2013 гг. и на 2015 - за 2008-2014 гг. Базовая цена для бюджета составит $92, $93 и $94 за баррель соответственно.
- Каждый "лишний" доллар в цене нефти дает бюджету около 58 млрд рублей. Таким образом, правительство сможет потратить дополнительно более полутриллиона рублей.
Сэкономить на пенсиях Значительный потенциал для сокращения бюджетных расходов Минфин видит в проведении первого акта пенсионной реформы. Тратить меньше получится даже без повышения возраста выхода на пенсию, чего правительство очень опасается.
Предлагаемая Минфином пенсионная квази-реформа состоит из восьми компонентов:
- увеличение так называемого периода дожития - среднего срока, который человек должен прожить, выйдя на пенсию (он используется для расчета периода, в течение которого выплачивается пенсия);
- стимулирование более позднего выхода на пенсию;
- фиксация базового размера пенсии - если новые пенсионеры предпочтут работать дальше, они ее не получат;
- повышение требований к страховому стажу с 5 до 10 лет;
- изменение фиксированного платежа для самозанятого населения - он составит 22% от половины начисленной зарплаты;
- изменение плана индексации пенсий. Пенсии будут индексироваться только раз в год на среднеарифметическое между индексом инфляции и ростом средней заработной платы по стране;
- реформы досрочных пенсий - фиксированный базовый размер работающим пенсионерам не выплачивается;
- установление дополнительного тарифа страховых выплат для производств, дающих право на досрочный выход на пенсию - 2 и 3% (в зависимости от льготной группы) с ежегодным увеличением вплоть до 10% и 15% к 2024 году.
Сэкономить на обороне и инвестициях Второй главный кандидат на масштабную "резню" - статьи бюджета из раздела "Национальная оборона".
Кроме оборонных расходов бюджета, стоит заняться и инвестиционными, считают в Минфине. Общая сумма дополнительных инвестрасходов, предложенных Минэкономразвития, в которых Министерство финансов не видит необходимости в ближайшие три года, составляет около 1 трлн руб. Все они внесены в своеобразный "лист ожидания" Минэкономразвития (перечень есть в распоряжении "Финмаркета"). Решать что с ними делать, будут премьер и президент. В список попали: ФЦП "Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг." - 8,28 млрд руб. на развитие инфраструктуры г. Мирный. ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" - 211 млрд руб. на развитие топливно-энергетического комплекса, транспортной и инженерной инфраструктуры, социальной и окружающей среды. ФЦП "Уничтожение запасов химического оружия в России" - 41,1 млрд руб., среди целей: строительство новых полигонов для захоронения отходов, объектов для уничтожения изделий сложной конструкции и склада для промежуточного хранения. Как всегда не хватает денег ФЦП "Развитие транспортной системы" - 100,5 млрд руб. в том числе на обеспечение авиационной доступности Чемпионата мира по футболу-2018; 236,8 млрд руб., на субсидии РЖД для развития малого кольца Московской железнодорожной дороги и организации движения электропоездов для "Сколково"; 534,4 млрд руб. - на субсидии на решение транспортных проблем Москвы. ФЦП "Жилище" - 85,6 млрд руб. Среди целей: переселение людей из ветхого и аварийного жилья, обеспечение жильем молодых семей, приобретение жилья военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, подлежащих увольнению. ФЦП "Охрана озера Байкал" - 700 млн руб. на утилизацию отходов деятельности БЦБК. ФЦП "Развитие физической культуры и спорта" - 4,8 млрд руб., среди целей: строительство училища олимпийского резерва по хоккею в Ярославле, реконструкция учебных корпусов Уральского и Сибирского университетов физической культуры. Проект ФЦП "Молодежь" - 5,3 млрд руб. на "создание условий для бесконфликтной интеграции молодых людей в общество, повышение их социальной активности и самореализации". К увеличению инвестиционных расходов Минфин предлагает вернуться в 2015 году, когда, по его расчетам, сверхдоходами от продажи нефти будет наполнен Резервный фонд (7% ВВП, более 4 трлн руб). Тогда половину от сверхдоходов можно будет тратить на инвестиции. Всего в бюджет "не влезли" заявки различных ведомств более чем на 3,5 трлн рублей на три года. Зато в проекте бюджета остались такие статьи, как увеличение на 50% денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Москвы и Московской области (35,8 млрд руб на три года) и оклада сотрудникам Следственного комитета (57 млрд рублей по предложению Владимира Путина).