- Такая методика позволяет отнести к среднему классу 4 млрд человек из примерно 7 млрд, проживающих на планете.
- Но это слишком общая оценка: многие из этих четырех миллиардов, может быть, и могут позволить себе мобильный телефон, но, например, не имеют постоянного доступа к электричеству. Выходит, что это слишком общая оценка.
- Так человек относится к среднему классу, если его доход выше $31 000 в год или $85 в день.
- Согласно этой методике, к среднему классу относятся лишь 12% населения земли - большая часть из них живет в развитых странах. В развивающихся странах к среднему классу, с этой точки зрения, относится лишь тонкая прослойка населения.
- В России, таким образом, надо зарабатывать более 82 000 руб в месяц по текущему курсу, чтобы быть причисленным к среднему классу.
- В развивающихся странах "большой двадцатки" под это определение попадают примерно 369 млн человек.
- В России, таким образом, средний класс составляет 57 млн человек, а в Китае - 118 млн.
- В развивающихся странах покупка машины становится символом того, что человек вошел в средний класс. Если в развитых странах у большинства домохозяйств есть машина, часто не одна, то для жителей развивающихся стран наличие машины означает определенный уровень достатка и социальный статус .
- Статистика по продажам машин часто обновляется и в принципе надежна.
- Покупка автомобиля так же становится сигналом: если человек может позволить себе столь дорогостоящую вещь, он может и хочет купить и другие дорогостоящие товары.
- Конечно, подобные измерения исключают из списка среднего класса тех, кто может позволить себе, например, компьютер, спутникое телевидение или кондиционер, но не машину. Однако в развивающихся странах чаще всего машины дешевле и старше, чем в развитых. Так средний возраст автомобиля в Индии - 20 лет, а в США - 11 лет. Поэтому это допущение учитывает разницу в доходах, ценах и покупательных способностях валют.
- Корреляции между количеством машин на 1000 человек, доходами на душу населения и потреблением достаточно высока.
- В развивающихся странах "большой двадцатки" к среднему классу может быть отнесено 550-600 млн человек. Это на 50% больше традиционных оценок, которые исходят из среднего дневного дохода $10-50.
- К среднему классу могут быть отнесены 104,4 млн россиян, имеющих автомобили, это почти в два раза больше традиционной оценки в 57 млн, основанной на ежедневном доходе в$10-50.
- Обе оценки показывают, что самый большой по численности средний класс в Китае. К нему могут быть отнесены 106,6 млн владельцев автомобилей или 118 млн людей с доходом от $10 до $50 в день.
Средний класс, согласно оценки Дадуши и Али, и растет быстрее, чем раньше прогнозировали эксперты. Так Всемирный банк в 2007 году прогнозировал, что в 2005-2030 годах средний класс в развивающихся стран будет в среднем расти на 4,5% в год. Однако количество автомобилей в 2006-2010 годах увеличивалось в два раза быстрее - на 10,3%. Это касается и России, и Китая, и Индии.
Из-за падения доходов и уровня жизни в развитых странах доля среднего класса в них снижается. Когда люди становятся средним классом Дадуш и Али попытались найти ответ и на другой вопрос, при каком уровне доходов населения количество автомобилей в стране начинает расти, а вместе с ними растет и численность среднего класса:
- Количество машин начинает резко расти после того, как доходы населения превысили определенный уровень. Анализ, проведенный в 60 странах, показывает, что для этого доходы населения должны увеличиться до $3400 в год по паритету покупательской способности.
- Сейчас 70 развивающихся стран, в которых живут примерно 4 млрд человек, как раз относятся к группе стран со средними доходами на душу населения на уровне $3400-10 000.
- В странах БРИК только в 2010 году количество машин увеличилось на 14 млн штук. За это время только в этих странах средний класс пополнили 46 млн человек - это сопоставимо, например, с населением Испании.
- Правда, по количеству автомобилей на 1000 человек развивающиеся страны все еще заметно отстают от развитых. В Индии и Китае количество машин на тысячу человек составляет 10 и 27 соответственно, а в Германии и США - 502 и 451.