Дело не только в том, что падает объем иностранных инвестиций. На грустные мысли экономистов наводит и их качество. В структуре иностранных инвестиций в Россию все больше доля заемных ресурсов, а основными "инвесторами" являются офшорные компании, капитал которых, в значительной мере сформирован в самой России. Снижается и доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в общем объеме накопленных иностранных инвестиций. Она начала падать еще в 2006 году с уровня в 50%, сейчас доля ПИИ находится на минимальном более чем за 10 лет уровне - 38,5%. Есть и другие, тревожные, с точки зрения Пухова, факторы:
- Накопленный объем ПИИ в основном сформирован не за счет технологий и ноу-хау, а за счет денежных средств. А значит инвестиции не способствуют внедрению новых технологий и переходу на новые технологические процессы;
- В структуре ПИИ преобладают инвестиции из таких стран, как Кипр, Нидерланды, Люксембург, Виргинские о-ва (в этих юрисдикциях российские предприниматели традиционно регистрируют "материнские" компании своих российских подразделений). Их совокупная доля после кризиса опустилась ниже 58% на начало октября 2010 г., но с тех пор медленно подрастает;
- Объем поступивших в страну иностранных инвестиций в первом квартале совпал с объемом погашенных инвестиций, то есть выводом из России ранее инвестированного капитала. Такое соотношение финансовых потоков было характерно для 2009-2010 гг. На практике это означает, что новых иностранных инвестиций хватает лишь для рефинансирования взятых ранее обязательств.
- Иностранные инвесторы предпочитают не рисковать в России. Доля взносов в капитал в структуре ПИИ на протяжении последних лет остается примерно одинаковой и составляет менее 50%. Почти столько же приходится на кредиты акционеров, но эти ресурсы не ориентированы на долгосрочную перспективу.
- В первом квартале текущего года в числе явных лидеров по инвестициям находятся нефтепереработка и химические производства, а также производство машин и оборудования: прирост капвложений в годовом выражении здесь составил 50-60% при средних по экономике (по крупным и средним предприятиям) 16,8% .
- В числе отстающих - торговля, гостиницы и рестораны, железные дороги, операции с недвижимым имуществом, и, что особенно огорчает, вложения в "человеческий капитал" - образование и предоставление социальных услуг, где инвестиции упали на 11,3 и 2,2% соответственно.
- Иностранные инвестиции в отраслях с длинным циклом "просто обвалились": в типографии и целлюлозно-бумажном производстве - на 80%, добыче полезных ископаемых - на 70%, в металлургии и нефтепереработке - почти на 50%. В то же время кратно выросли ПИИ в пищевую промышленность, машиностроение и финансы, электро- и теплоэнергетику. Исходя из этих данных, можно сделать вывод об укорачивании горизонта инвестирования со стороны иностранцев.
Причина происходящего, по мнению Миронова и Авдеевой в том, что экономический кризис изменил мировую экономику и с точки зрения появления новых секторов, и с точки зрения географического распределения производства. Например, развитые страны Запада мечтают о возвращении себе выведенных ранее в Азию промышленных производств. Предприниматели, видимо, ожидают перемен во всем мире и постепенно меняют свои инвестиционные приоритеты внутри России. Если посмотреть на структуру накопленных на конец марта иностранных инвестиций, можно заметить, что зарубежные инвесторы все чаще выбирают в качестве объектов для капиталовложений обрабатывающие производства (их доля составила треть от всех иностранных инвестиций), а не капиталоемкие отрасли - добычу полезных ископаемых, энергетику или транспорт. Правда, экспансии иностранцев в эти отрасли может мешать не только недоверие к российской экономике, но и позиция российского правительства, которое считает их стратегическими и ограничивает возможности для работы в них иностранцев. У России есть внутренние резервы для того, чтобы нарастить инвестиции. Для этого должна увеличиться доля накоплений в ВВП. Сама структура российской экономики при всей зависимости от сырья позволяет увеличить уровень накопления приблизительно на 4,7-5 п.п. ВВП относительно текущего уровня. Это может стать хорошим подспорьем для инвестиций и экономики на случай стагнации цен на нефть. Но как этого добиться, в правительстве пока не знают. Попытки использовать в качестве инвестиционного капитала программы расходов крупнейших государственных компаний и корпораций пока не увенчиваются успехом. Очевидно, что без масштабного редизайна всей российской экономики - открытия стратегических отраслей, институциональных реформ и изменения приоритетов налоговой и бюджетной политики - увеличить норму накоплений, вернуть иностранный капитал в страну и воспользоваться этими ресурсами для модернизации, не получится.