- В 2011 году доходы совокупные доходы региональных бюджетов оказались выше расходов благодаря росту налога на прибыль.
- Помогли сбалансировать бюджеты и трансферты из федерального бюджета. Однако расходы бюджетов при этом росли опережающими темпами, а особенно сильно - после начала предвыборной кампании.
- Рост расходов продолжится, регионы почувствуют острый дефицит инвестиций в инфраструктуру, а рост поступлений главного регионального налога - на прибыль - остановится, если перестанет расти цена на нефть.
- В результате уже в 2013-2014 годах многие регионы попадут в сложное финансовое положение: кому-то придется занимать, а другим - сокращать расходы и всем им - надеяться на помощь центра.
Главным способом заимствования для регионов в последние годы были бюджетные кредиты, предоставляемые под 4% - почти вдвое меньше минимальной рыночной ставки. Правительство уже давно собирается постепенно прекратить эту порочную практику. Однако за последние два года эти планы ни разу не были реализованы. Напротив, в 2011 году было выдано кредитов на 128 млрд руб вместо запланированных в бюджете 114 млрд. В этом году, как прогнозирует S&P, кредитов выдадут не меньше, чем на 110 млрд руб - вместо 105 млрд, заложенных в бюджете. И только в 2013 году объем бюджетных кредитов сократится сразу до 75 млрд руб, прогнозируют в агентстве. Резкое сокращение может привести к росту финансовых проблем у регионов, а правительствам регионов придется занимать у банков.
В S&P рассмотрело сценарий "мягкого стресса" для регионов. Прибыли компаний упадут, в бюджеты будет приходить меньше налогов, а трансферты из федерального бюджета сократятся, как и запланировано.
В этом случае вырастет разрыв между богатыми и бедными регионами. А регионы, уже имеющие большие долги, не смогут их рефинансировать. Слабым регионам придется сокращать расходы, причем часто социальные, поскольку инвестиции в инфраструктуру порезать будет нелегко - это сразу отразится на экономике региона. Губернаторам придется рассчитывать только на помощь федерального центра. Однако некоторые регионы оказались в сложном положении уже сейчас: 13 из 83 российских регионов оказались в сложном положении: 15% и более их доходов уходит ежегодно на обслуживание долга. Свои долги им приходится рефинансировать на любых, часто не самых выгодных, условиях. Уровень их долга, правда, по мировым меркам не большой - 40-50% доходов.
Кто будет занимать в этом году? Если федеральное правительство всячески пытается избежать роста долговой нагрузки, то регионам от этого не отвертеться. Если в январе 2012 года их долги составляли 11,2 трлн руб или 16% совокупных доходов, то к концу 2013 года они вырастут до 1,5 трлн руб. Самыми крупными заемщиками в этом году, по прогнозу S&P, станут Самарская область, Краснодарский край и Вологодская область. У Москвы и Санкт-Петербурга планы по заимствованию пока скромные.
- На Москву приходится 20% всех региональных долгов в России. Но сейчас у нее нет необходимости занимать. 2011 году столица исполнила бюджет с профицитом.
- Аналогичная ситуация сложилась и в Санкт-Петербурге и в регионах, богатых природными ресурсами, - Тюменской области, Ямало-Ненецком автономном округе и в других. Им удалось скопить значительные резервы - часто они либо равны, либо превышают 10% текущих расходов.
- Московская область, на которую приходится 10% региональных долгов, в этом году займется их сокращением. Новые займы ей потребуются лишь для рефинансирования старых долгов.
- Краснодарский край, Нижегородская область и некоторые другие в прошлом году заняли больше, чем смогли потратить.
Ситуация изменится в следующем году. Москве и Санкт-Петербургу придется пойти на увеличение расходов: им необходимо наращивать капитальные инвестиции. А значит, придется вновь занимать.