- У Москвы более гибкая бюджетная политика. В 2009 году доходы московского бюджета упали, в основном из-за падении собираемости налога на прибыль. Кризис закончился, доходы снова выросли, и бюджет вновь стал профицитным. Редькин отметил, что бюджетная политика Сергея Собянина более консервативна, чем у Юрия Лужкова: новое правительство увеличивает расходы бюджета "очень умеренно".
- Региональные бюджеты так и не смогли решить проблему дефицита, образовавшегося в кризис. В 2011 году их расходы росли практически параллельно с доходами - так проявился "эффект выборов". Предвыборные обещания не дадут выйти совокупному бюджету всех регионов из дефицита и в этом году.
- Средний уровень долга регионов в России - 18,3% их доходов. Но в Мордовии, Вологодской, Астраханской, Калужской и других областях уровень долга превышает 50% их доходов. Это очень тревожный показатель. Самый низкий уровень долга - в Ямало-Ненецком автономном округе.
Бюджетная политика замедляет развитие По сравнению с 2010 годов доходы бюджета выросли почти на 20%, а по сравнению с 2008 годом - на 25%. Но за три года трансферты из федерального центра выросли почти на 50% - их роль как источника доходов бюджетов регионов неуклонно растет. Планировать расходы самостоятельно регионы уже не могут. В 2011 году капитальные расходы составили 916 млрд руб, или 14% от суммы общих расходов регионов. В Fitch рассчитали, что регионам не хватает 170 млрд руб. Чеченская Республика и Приморский край, в которые приходит большие бюджетные трансферты, находят средства на финансирование капитальных затрат. В Чечне эти расходы превышают 40% от всех расходов республики, в Приморском крае -35%. Ниже среднего капитальные расходы в недофинансированных регионах, например, в Рязанской, Омской, Воронежской областях, в Алтайском крае. В самом плохом положении оказались Тульская и Мурманская область, а также Пермский край - в них капитальные инвестиции ниже 5% от всех расходов.
Перед выборами федеральное правительство решило увеличить социальные расходы. Регионам пришлось последовать примеру центра. При этом последние три года капитальные инвестиции, от которых зависит развитие экономики региона, неуклонно снижались - как в абсолютных значениях, так и их доля в общих расходах.
Финансовые риски для регионов растут В 2011 году дефицитным был бюджет 56 регионов - это меньше, чем в 2010 году (63 региона). Сократился и общий объем дефицита. Однако распределены дефициты очень неравномерно, а положение некоторых регионов очень уязвимо.
Финансировать дефициты региональные власти предпочитают за счет бюджетных кредитов - это еще больше усугубляет зависимость от центра. Второй по популярности способ заимствования - кредиты банков. И государство, и банки чаще всего дают кредиты на 3-5 лет, долгосрочное финансирование взять негде. Всего на кредиты приходится 70% долгов регионов.
Владимир Редькин, директор отдела Международных региональных финансов агентства Fitch полагает, что бюджетные риски для российских регионов растут:
- Большинство банковских кредитов придется рефинансировать. Любая напряженность на мировом рынке может повысить ставки по новым кредитам для российских регионов.
- Региональные органы власти больше не могут принимать самостоятельных решений по расходам. Раньше они сами выбирали, сколько, например, потратить на строительство дорог, а сколько на другие сектора. Теперь это решает центр. Некоторые группы населения от этого выигрывают. Но для бюджетов регионов - это существенный риск.
- В этом году расходы в большинстве регионов будут расти быстрее доходов из-за необходимости выполнять предвыборные обещания Владимира Путина.
- В прошлом году прогноз по финансовому состоянию российских регионов был стабильно-позитивный, в этом году Fitch снизило его до стабильного. Однако эксперты полагают, что в 2013-2014 годах риски снизятся.