.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   "В России привлечь финансирование могут в основном госкомпании через госбанки"
.

12 апреля 2012 года 14:48

"В России привлечь финансирование могут в основном госкомпании через госбанки"

 0  
Фото ВЭБ
Фото ВЭБ
Глава департамента экспортного финансирования банка HSBC о том, как поддерживать российский экспорт, где найти правильные большие проекты и куда можно продать наши товары
Москва. 12 апреля. FINMARKET.RU - После вступления России в ВТО у чиновников осталось мало способов поддержать экспортные производства - правила организации разрешают использовать лишь несколько инструментов. Одним из них может стать страхование экспортных кредитов - этому методу более 80 лет и он активно применяется в различных странах мира.

Однако крупные иностранные банки кредитуют российские экспортные проекты не дожидаясь дополнительных мер поддержки со стороны государства. И не боятся вступления России в ВТО. О том, как правильно поддерживать экспорт и перспективах российских товаров и проектов на международных рынках "Финмаркету" рассказал глава департамента экспортного финансирования банка HSBC Питер Лукета, заключивший недавно несколько крупных контрактов в нашей стране.

Российская экономика тесно связана с нефтью и ценами на нефть. Развивается ли экспортное и проектное финансирование в основном в сырьевых отраслях или в других секторах российской экономики тоже?

Россия - это в большей степени нефтегазовая экономика. Однако сейчас в России начинается революция в некоторых секторах, например, в инфраструктуре или сельском хозяйстве - в этих отраслях сейчас появляются крупные инвестиционные проекты. В прошлом году Россия стала самым крупным рынком экспортного финансирования в мире. Меня удивило не только то, что российские компании готовы брать крупные кредиты, но и то, что российские банки готовы поддержать многие проекты. Сделки проводились в разных секторах экономики: мы заключили контракты в авиации, телекоммуникациях. Большая сделка была заключена при поддержке Внешэкономбанка в сельском хозяйстве: это уникальный проект по импорту племенного скота из Австралии в Россию. Также было подписано соглашение о строительстве цементного завода под Калугой при участии Дании, которая будет частично финансировать этот проект. Мы подписывали этот контракт с Владимиром Дмитриевым из Внешэкономбанка, при этом присутствовал и Владимир Путин. Такое внимание к проекту говорит о том, что экспортное финансирование для России очень важно, тем более контракт был заключен всего за несколько месяцев - его поддержал и парламент Дании и лично Путин. Поэтому нельзя сводить все к газу и нефти, это целый круг отраслей.

Однако в нефтегазовом секторе экспортное финансирование также востребовано, так как проекты в этом секторе экономики достаточно большие и часто найти средства внутри страны на них невозможно.

Однако один из самых крупных проектов HSBC на российском рынке за последнее время - это РусВинил [на строительство крупного комплекса по производству поливинилхлорида в Нижегородской области было получено €450 млн в рамках экспортного финансирования]. Мы были советниками и организаторами как сделки по экспортному финансированию, так и предоставления коммерческого кредита. Основная идея проекта такова: организовать производство полихлорвинила внутри страны, чтобы отказаться от импорта этого материала, который используется, например, в строительстве. Это одна из самых крупных прямых инвестиций в России.

Экспортное финансирование - это способ диверсифицировать экономику, привлечь в нее новые идеи. Это улучшает имидж России. Также это хороший задел на будущее и может создать базу для дальнейшего развития.

Что делает Россию популярной для экспортного финансирования? Емкость рынка или особая государственная поддержка экономики?

На самом деле, сочетание этих двух факторов. Во-первых, значительную роль играют российские государственные банки, которые могут привлечь крупных клиентов внутри России, им доверяют и крупные иностранные банки. Второй фактор - это емкость рынка. Хороший пример - телекоммуникации: у МТС, Вымпелкома или Мегафона есть крупные комплексные программы инвестирования, в которых учтено множество различных аспектов. Другой пример - сделка по строительству комплекса по производству поливинилхлорида: здесь сочетание и корпоративного, и государственного факторов. Более того, с возвращением Владимира Путина в президентское кресло, мы ожидаем, что появятся новые проекты в сфере инфраструктуры.

Если сравнивать инвестиционные программы в России с другими странами, не являются ли инвестиции более концентрированными на добывающем секторе? В чем основные особенности подобного финансирования в России?

На самом деле, как в России, так и в других странах программы с участием экспортного финансирования достаточно разнообразны. Например, в Саудовской Аравии, Индии, Бразилии и даже Австралии сейчас есть крупные программы в добывающем секторе. России придется конкурировать за инвестиции со многими странами.

Однако конкурировать придется и в других секторах, например, в авиации. Сейчас этот сектор очень важен для всех стран, это и пассажирские перевозки, и вертолеты, грузы и другие. При этом немногие банки готовы осуществлять долгосрочные крупные инвестиции в этот сектор. Закрывает этот пробел именно экспортное финансирование.

Каковы конкурентные преимущества России? Почему не инвестировать в Китай или Индию с лучшим инвестиционным климатом?

Сделки в России заключаются сравнительно быстро. Россия лучше понимает, что это за проект и зачем он нужен. Если в 1990-е годы было больше бюрократии, излишней зарегулированности, то сейчас экспортное финансирование стало намного более гибким. Компании быстрее понимают, какие возможности им открываются.

К тому же Россия - крупный торговый партнер для всех европейских стран, которые в последний год сталкиваются с трудностями из-за кризиса в Еврозоне. Поэтому это и близость рынка, и его возможности.

Вы рассматриваете возвращение Путина как благоприятный фактор для роста инвестиций в инфраструктуру. Но есть две точки зрения: одни инвесторы боятся возвращения Путина, а другие наоборот встретили его переизбрание с оптимизмом. Как вы оцениваете это?

Для любого государства важна стабильность. Тем более, сейчас его возвращение совпадает с ростом цен на нефть. Это означает, что экономическая ситуация в России в целом здоровая. С другой стороны, некоторые инвесторы ждали, что произойдет в российской политике. Сейчас, когда политическое решение принято, очевидно, спрос не заставит себя ждать. Публично был сделан целый ряд заявлений о поддержке инфраструктуры. Как банк мы фокусируемся на развитии инфраструктуры в различных странах мира. Нужно понимать, что чтобы поддержать рост экономики во всех странах мира, должны строиться новые дороги, аэропорты, больницы. Россия не может стать исключением из этого правила. В России будет огромный спрос в этом секторе. Эти же проекты находят поддержку, например, среди инвесторов в Лондоне.

Помогут привлечь инвестиции и крупные спортивные проекты, например, Кубок мира по футболу. Это потребует строительства скоростной железнодорожной ветки Москва - Санкт-Петербург - на это уйдет примерно $20 млрд. Нужны инвестиции в железнодорожное сообщение, например, в рамках развития месторождений Ямала или Штокмановского месторождения, - на фоне растущих цен на нефть и газ освоение отдаленных районов довольно выгодно.

Есть хороший пример в связи с подобными крупными проектами. В Йоханнесбурге к чемпионату мира по футболу структура муниципального общественного транспорта была полностью модернизирована - кредиты на это дала Бразилия через экспортное финансирование. Сейчас мы заключили крупный договор финансирования системы общественного транспорта в Манаусе, долине реки Амазонка [в Бразилии] - это также часть подготовки к чемпионату мира по футболу. Таким образом, крупные проекты требуют модернизации инфраструктуры, для того, чтобы привлечь туристов на мероприятие. Олимпийские игры в Лондоне привели к масштабному обновлению инфраструктуры города. Олимпийские игры в Сочи и Чемпионат мира по футболу также должны привлечь подобные инвестиции. Кроме того, это прекрасный способ развивать благоприятный имидж России.

Сталкиваетесь ли вы с проблемой слишком высоких ставок по кредитам в условиях экспортного финансирования? Проблема ли это и можно ли ее решить?

Во время двух последних кризисов - банкротства Lehman Brothers и кризиса в Еврозоне, который до сих пор не разрешен, - в целом стоимость кредитов выросла. Это нельзя не принимать в расчет. Другой вопрос заключается в объемах финансирования. Если вам нужен кредит на развитие компании на $1 млрд, вы можете привлечь коммерческое финансирование, финансирование на рынке долгосрочного капитала или организовать экспортное финансирование. В России экспортное финансирование - это более выгодное решение по сравнению с различными вариантами коммерческого кредита, если речь идет о крупном проекте. Это делает его таким привлекательным, но только в том случае, если у вас есть большая инвестиционная программа. Минус в том, что часто его сложнее и дольше по времени организовать, процедура чуть более бюрократическая. Но, с другой стороны, она и более гибкая. Например, на заключение договора по цементному заводу в Калуге ушел 1 месяц - для нас это рекордные сроки в экспортном финансировании.

Однако для банков невыгодно организовывать экспортное финансирование в рамках небольших проектов - они должны иметь минимальную стоимость в десятки миллионов долларов. В иных случаях лучше привлекать обычные коммерческие кредиты. Если нужно приобрести новый электрогенератор для ветровой электростанции, это проще сделать, используя традиционные методы.

В России было создано Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) в 2011 году. Может ли оно стать эффективным средством для развития экспортного финансирования?

Концепция агентства обсуждалась уже несколько лет, и мы рады видеть, что оно все-таки было создано. Понятно, что основная деятельность агентства будет строиться вокруг стран СНГ. Это хороший способ развивать бизнес за пределами России и это будет очень полезно для российской экономики. Однако пока рано говорить об успехах или ограничениях в деятельности агентства. Пока ЭКСАР провело ряд презентаций, в том числе в Лондоне, и вызвало интерес у инвесторов. Но многие аспекты деятельности агентства еще не совсем понятны. Что-то конкретное можно будет сказать после того, как мы заключим с ЭКСАР первые контракты. Пока у нас было всего несколько встреч с Петром Фрадковым по поводу возможного сотрудничества.

Наши чиновники заявляют, что создание ЭКСАР может ускорить обновление российской экономики. Согласны ли вы с ними?

Да, абсолютно, так работает экономика во всех странах мира. Если вы хотите, чтобы она развивалась, нужно привлекать инвестиции, которые будут содействовать появлению инноваций. Конечно, о результатах пока говорить рано. Можно сказать, что появление агентства создает возможности для развития российского экспорта.

Какие вы видите перспективы развития экспортного финансирования в России, особенно в условиях замедления мировой и российской экономики?

Мы пытаемся развивать экспортное финансирование в рублях, это достаточно уникальный продукт для России. По этой модели мы уже заключили три сделки. У нас в планах есть потенциальные проекты в этом направлении в различных секторах. У HSBC в России специализированная команда проектного и экспортного финансирования, мы изучаем различные сектора, ищем крупные проекты. Объемы бизнеса в России в этом году будут такими же, как в 2011 году, если не большими. Конечно, никогда не угадаешь: если начнется новый кризис в Еврозоне, конечно, это создаст проблемы. На рынке сегодня царит осторожный оптимизм.

Кризис 2008 года и последующие четыре года показали, насколько значима роль экспортного финансирования на мировом рынке. В период роста рисков на рынках экспортное финансирование стало единственным оплотом спокойствия, хотя, конечно, количество банков, предлагающих такие кредиты, снизилось. Предоставлять большие суммы стало сложнее: приходится находить их на рынках или использовать помощь правительств, ориентированных на развитие экспортного финансирования. В 2004-2005 годах мировой рынок проектного финансирования с участием ЭКА был на уровне $25-35 млрд, сейчас можно говорить о $100 млрд.

Каковы основные проблемы для экспортного финансирования в России?

Это даже не проблемы, а скорее ограничения. В России привлечь финансирование могут в основном государственные компании через государственные банки. Для негосударственных банков и частных корпораций среднего размера привлечь финансирование сложнее. Это просто вопрос приоритетов, а также соотношения спроса и предложения. Но это проблема не только России, с этим сталкиваются в Бразилии, Индии, Индонезии, Китае, Африке. Если компания недостаточно велика, привлечь экспортное финансирование она не сможет.


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.