.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Рейтинг - СССР-. Прогноз - негативный
.

22 марта 2012 года 22:49

Рейтинг - СССР-. Прогноз - негативный

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Все страны СНГ - будь то экспортеры энергоносителей или импортеры - имеют одинаковые проблемы, мешающие их развитию и повышению их кредитных рейтингов, уверяет Standard & Poors
Москва. 22 марта. FINMARKET.RU - Российские чиновники неоднократно критиковали тройку американских рейтинговых агентств за то, что те не учитывают финансовую мощь России. Несколько лет назад даже была идея создать собственное российское рейтинговое агентство. Но агентства настаивают: все что инвесторам нужно знать об экономиках других стран, их рейтинги отражают точно. Экономисты Standard & Poors во главе с Аной Йеленкович объяснили, почему рейтинги стран СНГ остаются низкими.

  • Ни одна из стран, входящих, в СНГ, не попала в группу "А" - самых надежных кредиторов в мире. Ближе всего к этой группе приблизился Казахстан, имеющий, по версии S&P, рейтинг "BBB+". Россия отстает от него на одну ступень - "BBB". Самый низкий суверенный рейтинг у Белоруссии - "B-" с отрицательным прогнозом. Она вот-вот попадет в группу высокорисковых заемщиков вместе с европейскими должниками.

Standard & Poors разделило имеющие рейтинг страны СНГ (плюс Грузию, которая СНГ покинула) на две группы:

1. Группа экспортеров энергоносителей: Россия (BBB), Казахстан (BBB+) и Азербайджан (BBB-). У этой группы рейтинг, позволяющий привлекать инвестиции, положительный торговый баланс и лучшие финансовые показатели.

2.Группа импортеров: Беларусь (B-), Украина (B+) и Грузия (ВВ-). У них слабый торговый счет и неважные показатели бюджета.

Однако экономическая и политическая ситуация во всех шести странах схожа: развиваться (и получать высокие рейтинги) им мешают одни и те же причины.

В первую очередь, сдерживают рост рейтингов стран СНГ политические риски. В отличие от стран Восточной Европы и Прибалтики, ни одна из шести стран не прошла до конца весь путь рыночных преобразований и уменьшения централизации власти. Все шесть стран - либо сильные президентские, либо "суперпрезидентские" республики, причем некоторые властители, например, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, находятся у власти с начала иди середины 1990-х годов.

В большинстве стран продолжает углубляться социальная пропасть между правящими элитами и населением. Чем богаче страна, тем большее недовольство вызывает неэффективная власть и отсутствие системы сдержек и противовесов. В большинстве стран оппозиции как таковой нет: она раздроблена и слабо влияет на события, происходящие в стране.

Как следствие, процесс принятия решений, в том числе сфере бизнеса и бюджета, в этих странах, как правило, непрозрачный и непредсказуемый. Государство во всех этих странах активно участвует в экономике, особенно это касается группы экспортеров. По мере роста цен на нефть, в них развился "ресурсный национализм". Государство стремится увеличить свои доходы от роста цен на сырье в ущерб остальной экономике.

  • В Белоруссии на долю частного сектора приходится 20-25% экономики.
  • В Казахстане 400 государственных компаний после кризиса были объединены в "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" - он полностью контролируется руководством страны. В этом году будут проданы небольшие пакеты акций госкомпаний, но вряд ли правительство решится на крупномасштабную приватизацию, особенно в добывающем секторе.
  • Российское руководство эксперты S&P также упрекают в излишнем контроле над экономикой - фактически оно взяло на себя принятие всех ключевых решений.

S&P также указывает инвесторам, что Россия взяла на себя дополнительные риски, искусственно усилив влияние на постсоветском пространстве. Наиболее ярким примером этой зависимости является Белоруссия, живущая на кредиты от России и ЕврАзЭс, а также Украина, зависящая от российских энергоносителей. По Грузии ударили экономические санкции и запрет на экспорт части продуктов - когда он будет снят, платежный баланс Грузии заметно улучшится. Таможенный союз и другие инициативы увеличивают влияние России, а вместе с ним - и сопутствующие риски.

В России вряд ли будут проведены структурные реформы экономики и либерализация, а также власти не смогут существенно улучшить инфраструктуру, уверены в S&P. В 2012-2014 годах средние темпы роста России не превысит 3,8% (в этом году будет 3,5%). Принятая в России модель госкапитализма, отсутствие конкуренции и плохая демография помешают развитию не только самой страны, но и всего региона.


Странам СНГ можно не надеяться на докризисные темпы роста экономики


Шесть экономик различаются по темпам роста. В 2011 году в среднем ВВП стран вырос на 4%. Однако в Казахстане рост составил 7%, в Азербайджане - лишь 0,1%, а Белоруссия пережила экономический спад. Ни одна из шести экономик не будет расти так же быстро, как до кризиса, уверены в S&P. Среднегодовые темпы роста Казахстана, например, снизятся до 6%, и это без падения цен на нефть, которое может ухудшить ситуацию, особенно с бюджетом, который у стран из группы энергоэкспортеров исполняется с профицитом.

Единственной из исследованных стран, серьезно снизившей расходы бюджета, стала Грузия. Дефицит бюджета сократился с 9,2% ВВП в 2009 году до 3,7% в 2011 году, а к 2015 году у Грузии есть шанс снизить дефицит до 3%. И это при том, что бюджетные показатели страны ослабил конфликт с Россией и последовавший за ним кризис.

Остальные страны, включая Украину, получившую помощь МВФ, расходы бюджета увеличивают. От вновь избранного президента Владимира Путина экономисты рейтингового агентства ожидают того же: из-за снижения поддержки населения он не решится на сокращение расходов.

Чем Россия выгодно отличается от соседей, так это более гибкой кредитно-денежной политикой. Курс рубля отправлен в свободное плавание, а приоритетом стал контроль над инфляцией. На подобные меры пришлось также пойти и Белоруссии.

История изменения рейтингов шести стран СНГ за последние 10 лет выглядит так:

До 2007 года агентство постоянно повышало рейтинги России и других стран СНГ: с 2000 года по 2006 год рейтинг России вырос на семь ступеней с "частичного дефолта" (SD) до "BBB+".

  • Повышение рейтингов, главным образом, связано с ростом цен на нефть: за 2000-е годы они выросли с $20 за баррель до $130 перед кризисом 2008 года. От этого выиграли рейтинги России и Казахстана - лидеров группы.
  • Переломным для стран СНГ стал 2007 год. Ухудшение ситуации в мировой экономике, последующее падение цен на нефть и снижение притока капитала привели к быстрому снижению рейтингов.
  • После 2008 года на одну ступень рейтинга опустились Россия, Казахстан и Грузия. Россия поплатилась за массовый отток капитала и "побег" инвесторов, а Казахстан - за плохие показатели бюджета.
  • Рейтинг Грузии был снижен из-за конфликта в Южной Осетии и последующих экономических санкций со стороны России.
  • Рейтинг Украины в 2008-2009 годах упал на четыре ступени, а в прошлом году S&P снизило рейтинг Белоруссии на две ступени.
  • В 2010 году рейтинг Украины был повышен на три ступени, однако сейчас по ее экономике прогноз вновь негативный.
  • В 2011 году на две ступени выросли рейтинги Грузии и Казахстана, а также на одну ступень - Азербайджана. В Грузии на S&P произвело впечатление согласие Грузии на вступление России в ВТО, а также готовность правительства проводить реформы.
  • Прогноз по рейтингам Украины и Белоруссии негативных, у остальных стран - стабильный.


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.