.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Стратегия-2020: Автомобилисты заплатят за все
.

19 марта 2012 года 08:37

Стратегия-2020: Автомобилисты заплатят за все

 12  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
В будущей программе правительства пока остается план, который может привести к резкому росту цен на бензин и крушению нефтяных компаний. Дмитрий Медведев поручил еще раз "просчитать последствия"
Москва. 19 марта. FINMARKET.RU - В итоговом варианте Стратегии-2020 представлены не только очевидно необходимые (хотя и болезненные) реформы вроде уменьшения вмешательства государства в экономику, смены бюджетных приоритетов и снижения дефицита пенсионного фонда, но и экстремальные предложения.

Они сохранились и сейчас, когда Стратегия уже почти стала программным документом правительства. Так, в документе осталась целая глава, посвященная тому, как одним махом (точнее, за 4-6 лет) перепрыгнуть самые сложные препятствия и сразу оказаться в стране с совсем другой экономикой. План в случае удачного развития событий позволит одновременно избавиться от нефтяной зависимости и найти деньги на снижение социальных вносов, а в случае неудачного (и вероятного) - взвинтит цены на бензин и другое топливо.

В самой стратегии сказано, что "в силу крайне высоких сопутствующих макроэкономических рисков и сложности их предварительного просчета и оценки" сценарий "не рассматривается среди основных", а его реализация требует серьезной политической воли и готовности правительства и президента принять на себя политические и экономические риски.

Но, судя по всему, воля у президента и премьера присутствует. Сценарий, несмотря на всю его опасность, не был отвергнут на совещании у президента Дмитрия Медведева, и его принятие остается вполне вероятным. Как сообщил "Финмаркету" один из чиновников, участвовавших в совещании, президент поручил еще раз все хорошо просчитать и внести экстремальный план вновь. Один из участников работы над стратегией, рассказывал "Финмаркету", что авторство раздела принадлежит помощнику президента Аркадию Дворковичу. И это не единственное предложение Стратегии-2020, которое потенциально может переложить издержки реформ на автомобилистов.

Первым пунктом плана значится полная отмена экспортных пошлин на нефть.

Вторым - резкое (на 8,1% ВВП) повышение налога на добычу нефти - НДПИ, - которое не только покроет выпадающие из-за отмены пошлин поступления в бюджет, но и принесет ему огромные дополнительные доходы.

Ликвидировать экспортные пошлины в стратегии предлагается по трем различным вариантам:

  • При отсутствии модернизации нефтепереработки и низкой конкуренции. Цена на бензин без учета налогов в этом случае вырастет на 32%. Вертикально-интегрированные компании (ВИНКи) поднимаю цены до уровня монопольных. Государство идет на частичную компенсацию роста цен, снижая акцизы на бензин. Розничная цена для населения поднимается на 20,4%, для промышленных предприятий - на 26,4%.
  • Антимонопольные мероприятия. Усиление конкуренции на рынке нефтепродуктов. Государство "в ручном режиме" следит, чтобы вертикально-интегрированные нефтяные компании не монополизировали рынки сбыта. За счет снижения акцизов на бензин и повышения конкуренции, цены для населения растут всего на 11,6%, для предприятий топливо становится дороже на 20%.
  • Конкурентная среда на рынке нефтепродуктов, модернизация нефтепереработки. На отечественный рынок приходят иностранные компании, которые работают как с промышленными предприятиями, так и в рознице с минимальной маржой, отечественные нефтяные компании вынуждены устанавливать в опте и рознице такие же цены, как и у иностранных компаний, запредельная торговая надбавка на внутреннем рынке существенно снижается. Цены на бензин без учета налогов подскакивают сразу на 54% (цена в Европе за вычетом транспортных издержек), но розничная цена нефтепродуктов для потребителей за счет конкуренции с импортными поставщиками поднимается всего на 8,4 %, а для промышленных потребителей - на 25,8 % (за счет снижения акцизов и роста конкуренции в торговле).

    В этом идеальном варианте отечественные компании, не способные или не готовые к модернизации, покидают рынок, а маржа в торговле бензином внутри страны приходит "в соответствие с лучшими примерами мировой практики".

Если уж решаться на такую радикальную реформу, затягивать с ее реализацией не стоит, считают авторы. Оптимальный срок - 6 лет, при этом ВВП ежегодно будет терять по 0,2% в первые годы (в основном за счет падения выпуска в нефтепереработке, химии и нефтехимии, которые напрямую пострадают от подорожания сырой нефти), и 1% в последние годы реформы.

В третьем, "идеальном сценарии" негативного влияния на экономику почти нет - ВВП за 6 лет снижается всего на 3%. Деньги полученные в ходе реформы, авторы предлагают направить на компенсацию снижения ставок страховых взносов.

Рост цен на бензин - не единственный неприятный сюрприз, который может ждать автовладельцев. Для них авторы Стратегии - 2020 припасли еще один раздел - о финансировании дорожного хозяйства.

В нем утверждается, что сообщество автомобилистов является по факту вторым после пенсионеров крупнейшим реципиентом бюджетной поддержки. Хотя сами автовладельцы уверены, что за свое пользование дорогами они рассчитались сполна, купив «дорогой» бензин и уплатив транспортный налог, на самом деле через акцизы и налог они оплачивают только 50% бюджетных расходов на дорожное хозяйство. И это сейчас, при низких затратах на инфраструктуру. А до 2020 года на ремонт и содержание дорог нужно будет тратить 3-3,3% ВВП в год, считают авторы Стратегии-2020.

Эта ситуация не имеет аналогов в зарубежной практике: во всем мире за счет road money - налогов и сборов, включенных в совокупную цену владения автомобилем, в том числе целевых налогов в цене моторных топлив - покрываются все расходы на дорожное строительство. Так что ничего не остается делать, как применить к российским водителям самый жесткий сценарий реформы автодорожной отрасли.

Проехал - заплати. Должен быть введен универсальный налог за километр пробега. Такая схема, введенная в Нидерландах с прошлом году, предполагает дифференцированные ставки транспортного налога, зависящие от категории и местонахождения дороги, по которым за год ездил автомобиль, а также от его характеристик и от его владельца. Размер платежа определяется по результатам обработки GPS-трека автомобиля; наличие необходимого для этой цели бортового оборудования становится обязательным. По мере роста масштабов применения системы ГЛОНАСС, в России в налоговых целях могла бы использоваться эта система.

Бензин должен быть дорогим. В 2012-2015 гг. акцизы на моторные топлива должны быть повышены не менее чем на 7—8 рублей в расчете на 1 литр (не вполне ясно, как это коррелирует с планом отмены экспортных пошлин на нефть и повышения НДПИ). В перспективе «целевые дорожные деньги» («road money») должны составлять порядка 30 % от розничной цены бензина.

Бесплатной парковки не бывает. Введение местных налогов за использование территории муниципальных образований для парковки автомобилей.

Для того, чтобы реформа не вызвала шок с соответствующими социальными и протестными последствиями, автомобилистов к изменениям нужно подготовить. Список "работы над сознательностью" прилагается. Власти должны регулярно говорить о том, что потенциал автомобильных дорог и городских улиц, сооруженных в советскую эпоху, давно исчерпан; проблема качественного и доступного жилья однозначно связана с дефицитом транспортно-доступной территории, в бюджете никогда не найдется достаточно средств на дороги, у иностранных инвесторов взять их тоже не получится.

И, наконец, о том, что российские автовладельцы ездят по дорогам ровно с тем комфортом, за который они заплатили.


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Виктор    27.03.2012
"его реализация требует серьезной политической воли и готовности правительства и президента принять на себя политические и экономические риски" Есть воля и готовность принять риски, но только не на себя, а на нас. Иностранные компании придут к нам, значит наши обанкротятся, начнется безработица. При этом цены и налоги будут расти, народу останется только вымирать. Наверно это и есть цель нашей элиты.
леха    22.03.2012
вот они все гонятся за европой, а зарплаты не могут такие же делать... ок, я готов платить за бен и за дороги....тока дайте достойную зарплату
Pif    20.03.2012
"сообщество автомобилистов является по факту вторым после пенсионеров крупнейшим реципиентом бюджетной поддержки" ---------------- Проблема не в том, что автомобилисты мало платят в бюджет. Проблема в том, что деньги эти разворовываются.
Иван    19.03.2012
Для Ромы : ваши автобусы-троллейбусы-маршрутки - люмпеновозы весят больше автомобилей, вот с них налоги и увеличивайте
GenM    19.03.2012
Я буду очень рад за тех, кто гордо не пришёл на выборы, мол - за них всё решили. Ну что ж , получат по полной, от Путина платные дороги,школу, медицину, от Прохорова - 16-ти часовой рабочий день, от Миронова - тарифы на ЖКХ. От Зюганова хрен с маслом, ведь он бы всё равно, по их мнению, не выиграл бы.
Маруся    19.03.2012
Злая девочка, у Вас возле дома дороги мало того, что ремонтируют, так еще и с завидным упорством! У нас вот про дороги вспоминают по-моему только тогда, когда ГАЗ-66 проехать не сможет. И вообще, что значит "российские автовладельцы ездят по дорогам ровно с тем комфортом, за который они заплатили" ?! Да у нас самые дорогие дороги в Европе! Неужели не хватает этих денег на то, чтобы и дороги сделать нормальными, и себе, родному, в карман положить? Беспредел растет... И что-то мне подсказывает, что это далеко еще не финал всех "увеселительных" мероприятий от имени нашего правительства.
Антон    19.03.2012
ув. пипец - ви таки верите что проголосовали? Масштабы вранья и лицемерия самозванного правительства просто зашкаливают!
злая девочка    19.03.2012
судя по тому, что дорогу рядом с моим домом ремонтируют с завидным упорством, вот недавно ямы, в которых брызговик сломался, засыпали: прямо в лужи насыпали гравий, скоро поверх лужи опять начнут асфальтировать. если носки штопать по несколько раз, не стоит брать за штопку, как за новые. Грузовики и газели здесь не ездят -ограничитель по высоте, те дорогу они не разбиивают.
Александр    19.03.2012
"автовладельцы уверены, что за свое пользование дорогами они рассчитались сполна, купив «дорогой» бензин и уплатив транспортный налог, на самом деле через акцизы и налог они оплачивают только 50% бюджетных расходов на дорожное хозяйство" Пускай меньше воруют, хватит на все дороги с лихвой!
пипец    19.03.2012
проголосовали, получите...страна дебилов скоро захлебнетесь от роста цен на все!
Странник    19.03.2012
Для верности применят все три варианта + повышения акцизов+транспортный налог + плата за парковку. :) 2 Roma: Если Вы не в курсе, автомобилисты УЖЕ заплатили за то, чем пользуются. За автомобиль (в котором налоги), за бензин (в котором налоги), за дорогу (тр.налог). Если некоторые (госслужащие или Вы) не платят за дороги, то это не значит, что ВСЕ не платят.
Roma    19.03.2012
Все должны оплачивать то, чем пользуются. И автомобилисты тоже.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.