- Все страны, столкнувшиеся с долговым кризисом такого масштаба объединяет наличие фиксированных валютных курсов: аргентинский песо был привязан к доллару, а в остальных странах обращалось евро, либо валюты были к нему привязаны. Это привело к росту дефицита счета текущих операций и к накоплению внешнего долга.
- Каждая из стран столкнулась с двумя внешними шоками: прекращением притока капитала и падением внешнего спроса. Из-за этих двух шоков появилась необходимость скорректировать цены внутри стран, но это было невозможно из-за фиксированного курса.
- Страны Прибалтики и Исландия за несколько лет смогли сократить дефицит счета текущих операций, причем быстрее всех его сокращала Исландия, решившаяся на прямую девальвацию.
- Греция пока повторяет путь Аргентины: с 1998 года по 2001 года эта южноамериканская страна снижала дефицит счета, сократив расходы бюджета. Не помогло - потребовалась девальвация песо. Она позволила Аргентине быстро скорректировать дисбалансы экономики.
- Позитивный эффект от девальвации заметен на графике удельных трудовых издержек - Исландия благодаря девальвации смогла быстро повысить конкурентоспособность.
Реальный эффективный валютный курс демонстрирует динамику относительных цен в стране. Благодаря девальвациям в Аргентине и Исландии цены упали. Конкурентоспособность европейских стран помимо инфляции после кризиса продолжала снижаться.
(Для Аргентины ось начинается с 1999 года) ВВП также рос быстрее в странах, девальвировавших свою валюту. В Латвии, Литве и Эстонии он остается слабым. Главным проигравшим стала Латвия - ее ВВП по сравнению с пиком, пришедшимся на 4 квартал 2007 года, снизился на 25%, а сейчас остается на 17% ниже этого значения.
Фактически Греции придется выбирать между двумя противоположностями - Латвией и Аргентиной. Латвийский сценарий После 2008 года Латвии, отказавшейся от девальвации валюты, удалось спасти банки за счет помощи Швеции. С этого момента Латвия послушно сокращает расходы - за три года на 15% ВВП. Дефицит бюджета при этом сократился с 7,1% ВВП в 2009 году до 3,9% ВВП в 2011 году. "Побочные эффекты": в Латвии сокращаются золотовалютные резервы, растет бедность и долги частного сектора, из страны эмигрирует значительная часть населения. Госдолг при этом за год - с 2009 по 2010 - вырос с 36,7% ВВП до 44,7%. Экономисты Сбербанка полагают, что заметно повысить конкурентоспособность экономики Латвия не смогла, зато издержки на проведение реформ оказались очень высокими. Показатели экономики Латвии сейчас хуже, чем у Греции. Аргентинский сценарий Аргентина получила кредиты от МВФ в обмен на обязательства жесткой экономии - и нарушила их все. Например, в 1999 году дефицит бюджета составил 2,5% ВВП при том, что в МВФ требовал 1,1% ВВП. Акции протеста последовали за решением властей о "банковских каникулах" в ответ на 6% снижение депозитов (bank run) за два дня 28-30 ноября 2001 года. Спустя две недели МВФ отказал в помощи. Упало промышленное производство, начался политический кризис - за три недели в стране сменились пять президентов. Затем Аргентина объявила дефолт по долгам и отказалась от привязки песо к доллару. События в Греции развиваются пока по аргентинскому сценарию, уверены в Сбербанке. Велики шансы того, что Греция выберет именно латиноамериканский путь, ведь на реформы греческие политики идут неохотно, а социальная напряженность растет. Но путь Аргентины для Греции - это выход из еврозоны.