- Ормузский пролив используется в качестве основного маршрута транспортировки сырья из Катара, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта и Саудовской Аравии.
- Ежедневно через пролив транспортируют около 17 млн баррелей нефти, что составляет 20% от мировых поставок.
- В случае временных перебоев с поставками нефти из Залива, часть потерь за счет увеличения собственного производства может компенсировать Саудовская Аравия, имеющая выход к Красному морю. Однако министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии уже заявил, что страна сможет увеличить добычу только на 2 млн баррелей в день - до 12 млн баррелей в сутки. Кроме того, эксперты опасаются, что "дополнительная" нефть окажется низкого качества.
- Еще одна альтернатива Ормузскому проливу - нефтепровод из Абу-Даби через территорию Омана к берегу Оманского залива. Нефтепровод откроется в первой половине 2012 года.
Как перебои в поставках нефти могут повлиять на мировую экономику? Внезапный скачок цен на нефть из-за частично или полностью перекрытого Ормузского пролива одинаково опасен и для развитых, и для развивающихся стран: На развитых рынках высокие цены на нефть спровоцируют рост инфляции, что в свою очередь отразится на покупательской способности европейских и американских потребителей. В развивающихся странах высокие цены на нефть также будут питать инфляцию, но последствия будут жестче: эксперты прогнозируют, что странам придется ужесточить свою денежно-кредитную политику, что, по сути, уничтожит все достижения по выходу из кризиса. Кроме того, они будут страдать из-за падения спроса в Европе и США. Неопределенность и высокая инфляция - худшее сочетание для финансовых рынков. Геополитическая нестабильность и рост инфляции вынудят инвесторов с опаской относиться к краткосрочным вложениям. Хуже всего, без сомнений, будет Европе. В Еврозоне случится резкий рост доходности облигаций, который окажется разрушительным для стран с уже пострадавшей кредитоспособностью. Сильно пострадают Испания и Италия, которые за последние несколько месяцев смогли добиться понижения ставок рефинансирования. Таким образом, при самом неблагоприятном развитии событий, кризис в Ормузском проливе может ввергнуть Европу и даже США в глубокую рецессию, подобную той, что была в 2009 году. Страны самого Залива поделятся на две группы: на тех, кто может существовать без пролива и тех, кто экспортирует сырье через него:
- Саудовская Аравия и Абу-Даби получат выгоду от своих нефтепроводов. Мощность саудовского нефтепровода к Красному морю составляет всего 4,5 млн баррелей в день, но повышение цен на нефть покроет убытки от снижения объемов экспорта.
- Больше всех пострадает Катар, которому придется закрыть свои заводы по сжижению газа. Газ возят танкерами в Европу через тот же Ормузский пролив. Кувейт вынужден будет прекратить вывоз нефти.
- Из-за спада торговли и туризма возникнут сложности у Дубая, который является логистическим центром региона.