- В начале этого года сложилась иллюзия, что началось восстановление мировой экономики. Подобные разговоры ходили и в начале 2010 года, и в начале 2011 года. Но во второй половине года радость сменялась разочарованием.
- Основная проблема развитых стран - это остановившийся рост реальных доходов. Американцы и европейцы из-за этого не могут списать свои долги.
- Чтобы доходы вновь начали расти, должна расти занятость и зарплаты, а существенные издержки домохозяйств, например, на топливо, должны либо оставаться стабильными, либо падать. В этом случае население вновь начнет тратить, компании - развиваться и нанимать новых сотрудников. Тогда кризис закончится.
- Данные с американского рынка труда говорят о том, что США делает шаги в правильном направлении. В январе индекс деловой активности вырос с 49,5 до 57,4 - это означает, что компании нанимали работников наибольшими темпами с 2006 года. Но, возможно, причина кроется в необычно теплом январе?
- Даже если причина не в погоде, и оживление на рынке труда будет длиться несколько месяцев, сможем ли мы его растянуть на весь год? В первом квартале прошлого года рабочие места создавались так же быстро, но уже к середине года предприниматели перестали нанимать.
- Снизил активность компаний в 2011 году и рост цен на нефть. Ситуация в Иране дает основания предполагать, что ситуация повторится.
- Ни американские, ни европейские политики так и не смогли выйти из политического тупика и договориться, как разрешить проблему госдолгов.
- В США по мере приближения выборов у демократов и республиканцев все меньше шансов найти компромисс. К осени рейтинговые агентства и бизнес вновь обратят внимание на то, что США не может решить своих долговых проблем.
ЕЦБ временно облегчил ситуацию в Европе, выдав банкам кредитов на почти €500 млрд на три года, - у банков появилась ликвидность, а ставки по суверенным займам пошли вниз. Теперь у европейцев есть время, чтобы повысить свою кредитоспособность и начать экономить. Но программы экономии неизбежно приведут к сокращению ВВП в странах "европейской периферии". Эффект от политики ЕЦБ оказался краткосрочным: уже сейчас небольшие европейские предприниматели не могут взять кредит - это тормозит последующее создание рабочих мест. В США ситуация будет не лучше: даже если политики найдут выход из тупика и начнут активно стимулировать экономику, то спад на рынке труда окажется самым долгим и глубоким за всю историю страны. Занятость часто снижалась ниже "натурального" уровня, обеспечивающего стабильное развитие, но так долго - никогда.
Александр Морозов, главный экономист HSBC в России, предсказывал повторение сценария 2011 года и для России: Первые полгода российская экономика будет чувствовать себя хорошо: инфляция останется низкой - около 4%, а доллар снизится до 30 руб. Во втором полугодии все изменится: инфляция разгонится, доллар вырастет до 32 руб, а ВВП замедлится до 3%. Экономика еврозоны в этом году снизится на 1%, а рост в США окажется ниже 2%, хотя пока американская экономика растет быстрее. В этом году замедление в США будет связано с ужесточением бюджетной политики и окончанием налоговых льгот. В Европе экономику замедлит необходимость сокращать государственные расходы, а также проблемы банков, которые снизят кредитование экономики. Этот процесс в Европе только начался и будет развиваться и дальше - с негативными последствиями. В прошлом году замедление было связано с окончанием программ стимулирования экономики и поддержки спроса в развитых странах. Пока нельзя говорить о том, что ежегодно в первой половине года экономика будет себя чувствовать лучше, чем во второй. С точки зрения глобальной экономики, это, скорее, совпадение, чем закономерность. Некоторую цикличность можно наблюдать лишь на финансовых рынках: у инвесторов в начале года больше средств, которые они готовы вкладывать, а к концу года они более консервативны.