Бухарест. 6 февраля. FINMARKET.RU - Румынский премьер Эмиль Бок в понедельник подал в отставку. Причина - протесты против программы сокращения бюджетных расходов, которую Румынии навязывает МВФ в обмен на €20 млрд помощи. Аналогичные проблемы ждут и другие страны ЕС, согласившиеся на представленный Германией бюджетный пакт, предполагающий жесткую бюджетную экономию как главное средство борьбы со структурным кризисом.
Его место занял министр юстиции Каталин Предою - единственный министр кабинета Бока, не входящий ни в одну политическую партию. У парламента есть 60 дней и две попытки, чтобы утвердить состав правительства. Новый премьер может оказаться временной фигурой и политический кризис продолжится.
Чтобы покрыть бюджетный дефицит, кабинет Бока сократил на четверть зарплаты бюджетным работникам и поднял налог с продаж с 19% до 24%. В ответ на эти меры румыны вышли на улицы - им, как и москвичам в прошлую субботу, не помешали это сделать сильные (по местным меркам) морозы.
Поддерживают действия правительства менее 20% румын, а оппозиция называет правительство Бока самым некомпетентным после распада СССР. Жителей одной из самых бедных стран ЕС недовольны коррупцией и низким уровнем жизни,
пишетThe Wall Street Journal. Программы сокращения госрасходов лишь обострили негативное восприятие власти.
В 2009 году румынская экономика обвалилась более чем на 7%, а из рецессии удалось выйти лишь в прошлом году. В 2012 году, согласно прогнозу МВФ, экономика Румынии вырастет на 1,8%, а главными драйверами роста помощь от ЕС и МВФ. Компенсировать падение 2009 года Румынии вряд ли удастся в ближайшем будущем из-за замедления роста в еврозоне.
В 2011 году дефицит румынского бюджета составил 4,3% ВВП. В 2012 году дефицит планируется сократить до 1,9% ВВП - ниже, чем обязательные для европейских стран 3%, но выше, чем обязывает пакт европейской стабильности (1%). Согласно
январскому докладу МВФ, это может дорого обойтись румынам:
- Будет заморожен рост заработных плат бюджетникам и пенсий;
- Будет сокращена часть бюджетных работников;
- Румыния может снизить участие в строительстве крупных проектов в ЕС, сейчас норма для каждой страны может быть снижена с 15% до 5% инвестиций в проект;
- Правительству необходимо избавляться от долей в неэффективных предприятиях, запланирована масштабная приватизация;
- Необходимо так же провести реформу здравоохранения, сократить различные субсидии и расходы на социальные программы;
- В МВФ также предлагают провести "скромные" меры по увеличению налогов: увеличить акцизы на сигареты и алкоголь, а также увеличить налоги со строительной оборудования.
- У Румынии есть и внебюджетные расходы - через Национальную программу по развитию и инфраструктуре правительство собирается инвестировать €20 млрд в строительство дорог, водопроводов и другие проекты. Это фактически увеличит дефицит бюджета на 2,1% ВВП, но в отчетности это не отражается. МВФ эту программу пока пожалел, ведь она может ускорить экономический рост.
В МВФ уже принятые меры по сокращению дефицита оценили высоко. Несмотря на смену правительства, фонд готов и дальше продолжать переговоры о кредитах на €20 млрд - без них выплатить пенсии и социальные расходы не удастся.
Страны, подобные Румынии, по мнению многих экономистов фактически оказались в ловушке: они снижают расходы и повышают налоги, в результате экономический рост останавливается. Поступления в бюджет падают еще больше, государству приходится вновь увеличивать налоги и снижать расходы. Это видно на примере Греции, которая не может выйти из рецессии уже четвертый год подряд, а госдолг страны при этом продолжает расти.
Пример Греции, Италии и Румынии показывает и то, что из-за программы экономии страны могут быть ввергнуты в политический и социальный кризисы. Экономисты Якопо Потичелли и Ханс-Йохим Воф
исследовали взаимосвязь между мерами по сокращению бюджета и беспорядками:
- В Европе сокращение государственных расходов на протяжении последних ста лет всегда оборачивалось беспорядками;
- Сокращение расходов на 2% ВВП приводит к митингам и демонстрациям, а сокращение расходов более чем на 5% приводит к длительной политической нестабильности.
- Увеличение налогов при этом сопровождается лишь забастовками - беспорядки практически не возникают. Так что повышать налоги - политически оправданнее, чем снижать расходы.
Но у политики экономии есть и защитники. Например,
Дэниэл Кросс из Центра Европейских политических исследований. Сокращение расходов, по его словам, замедляет рост в среднесрочной перспективе, но из-за этого не происходит значительного роста дефицита бюджета. Чего не скажешь про снижение налогов: в этом случае дефицит бюджета, как правило, растет, а не снижается, несмотря на рост экономической активности.
В краткосрочной перспективе из-за программ экономии может начать расти госдолг, что вызывает панику у инвесторов. Но они должны помнить, что в долгосрочной перспективе сокращение дефицита бюджета приводит к снижению госдолга.
Снижение дефицита поможет снизить премию за риск для задолжавших стран еврозоны, например, Италии или Испании. Для них сокращение расходов неизбежно, а экономическим ростом им придется пожертвовать.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.