.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Пенсионеры скинутся на железные дороги
.

25 января 2012 года 03:26

Пенсионеры скинутся на железные дороги

 6  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
В России все-таки появятся инфраструктурные облигации под крупные проекты. Президенту РЖД Владимиру Якунину, похоже, удалось убедить правительство, что это - единственный возможный источник инвестиций
Москва. 24 января. FINMARKET.RU - После кризиса окончательно рухнула надежда на то, что гигантские дорожные и спортивные стройки и прочие "инфраструктурные проекты" в России можно будет профинансировать или за счет бюджетных средств, или с участием частных инвесторов, которых и след простыл.

Но сама инфраструктура, требующая обновления, никуда не делась, а потому чиновники продолжают искать альтернативные источники финансирования. Весь прошлый год обсуждалась другая докризисная идея: варианты размещения - по примеру Запада - специальных "инфраструктурных облигаций".

В практическую плоскость дискуссию об облигациях попытался перевести президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин. Осенью он предложил следующую схему: РЖД выпускает 20-летние облигации под гарантии государства, а выкупает их Пенсионный фонд и госбанки. Цена вопроса - 400 млрд руб. Тогда Минфин инициативу забраковал: получалось, что государство должно разместить специальный заем, а деньги передать РЖД на развитие инфраструктуры, увеличив дефицит федеральной казны на 400 млрд руб.

Но РЖД не отчаялось и нашло себе мощного союзника - вчера идею официально поддержал Владимир Путин. На совещании в Кемеровской области премьер поручил всем заинтересованным ведомствам, - включая Минфин, - рассмотреть "вопрос финансирования железнодорожной отрасли за счет размещения накопительной части пенсионных сбережений".

Деньги пойдут не только на дороги, но и на любимый премьером спорт: дочке РЖД "Скоростные магистрали", отвечающей за строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт - Петербург к чемпионату мира по футболу - 2018, необходимы инвестиции.

Главным "держателем" накопительной части пенсий является Внешэкономбанк - он и должен стать основным инвестором проекта. По итогам 2011 года объем пенсионных накоплений, которые ВЭБ инвестирует в расширенный портфель (не только гособлигации, но и корпоративные облигации и банковские депозиты), составил 1,33 трлн. рублей. Еще 5,5 трлн. рублей находится в консервативном портфеле - они сейчас инвестируется только в госбумаги. ВЭБ не против инвестировать в бумаги РЖД, если правительство даст по ним свои гарантии. Другие потенциальные инвесторы - независимые пенсионные фонды - так же не прочь поучаствовать в проекте, но они тоже ждут, когда правительство разработает четкие правила игры: пока не ясна ни сумма, ни условия размещения, ни объем правительственных гарантий.

Представитель Внешэкономбанка

"В настоящий момент Внешэкономбанк – единственный долгосрочный инвестор. ВЭБ имеет возможность вкладывать пенсионные накопления в облигации высоконадежных российских эмитентов или в облигации, обеспеченные госгарантией. Главных требования два: доходность по таким бумагам должна быть рыночной, эмитент, выпускающий такие долгосрочные облигации, должен быть высоконадежным и соответствовать требованиям по рейтингам. Нам разрешено приобретать не более 30% от одного выпуска (без госгарантий), и до 70% от одного выпуска гарантированных облигаций".

Ольга Ефремова, аналитик Номос-банка

"Чтобы инфраструктурные облигации были востребованы инвесторами, нужно, как минимум, законодательно уточнить их критерии - обеспечение и гарантии, структуру погашения и купонных выплат. Важным моментом для инвесторов в бумаги со сроком 20-30 лет должны стать гарантии со стороны государства о том, что в течение всего этого срока будут обеспечены выплаты по купонам и погашение бумаг. Сейчас, когда бюджет пересматривается несколько раз в год, и при очередном его пересмотре статья расходов на инфраструктурные облигации может быть сокращена, к такому инструменту не будет большого доверия. Для того, чтобы такие облигации стали привлекательны и для рыночных инвесторов, понадобится их включение в ломбардный список ЦБ и список бумаг, принимаемых по операциям репо.

Доходность инфраструктурных облигаций может быть сопоставима с доходностью государственных ценных бумаг плюс премия в зависимости от привлекательности и понятности конкретного проекта.

Бумаги, которые можно считать инфраструктурными облигациями, были размещены летом 2011 года - это 20-летние облигации компании "Западный скоростной диаметр" с гарантией исполнения обязательств со стороны правительства РФ и г. Санкт-Петербурга на сумму 25 млрд рублей".

Андрей Никитченко, президент НПФ «СтальФонд»

При каких условиях инфраструктурные облигации будут интересны НПФ

"Из-за длительного срока окупаемости инфраструктурных объектов срок обращения облигаций также достаточно большой (20-30 лет). Соответственно НПФ смогут инвестировать в инфраструктурные облигации только при отмене требования безубыточности по итогам года, поскольку данные ценные бумаги могут показать доходность только на длительном промежутке времени.

Кроме того, до сих пор на законодательном уровне у нас не закреплено само определение инфраструктурных облигаций. Как правило, под ними понимают корпоративные облигации, выпускаемые инфраструктурными компаниями для финансирования своих проектов либо аналогичные облигации субъектов федерации".

Как это работает в других странах

"Частные пенсионные фонды во всем мире являются единственным рыночным инвестором в проекты инфраструктуры. Речь идет, прежде всего, об англосаксонских экономиках: Канада, Австралия, Великобритания, США и в большей степени Нидерланды. Например, около 5-10% инвестиционного портфеля любого пенсионного фонда Австралии приходится на инвестиции в инфраструктуру.

За счет масштабного участия национальных пенсионных фондов таким экономикам удается реализовывать крупные инфраструктурные проекты. Примером могут служить строительство транснациональной железной дороги в Австралии, автомагистрали М25 (Лондонская кольцевая автомагистраль) в Великобритании, а также множество проектов по разработке возобновляемых источников энергии в Европе и США. За счет долгосрочности инвестиций пенсионных фондов реализация таких программ возможна также во время падения рынка, как показал пример успешного строительства дороги М 25 в условиях финансового кризиса 2008 года. Мы считаем такую практику успешной".

Чем могут быть интересны такие вложения для НПФ

"Инфраструктурные проекты - это длинные вложения, которые к тому же работают на модернизацию экономики и приносят неплохую доходность. НПФ могли бы вкладывать в развитие инфраструктуры страны часть накоплений за счет инвестирования в инфраструктурные облигации. Поэтому мы всячески поддерживаем включение инфраструктурных облигаций в список инструментов для инвестирования.

Мы уверены, что только таким образом в России можно реализовать масштабную серию проектов по модернизации устаревшей с советских времен инфраструктуры страны. Потребность в строительстве новой инфраструктуры велика, а возможность привлечения иностранного капитала ограничена. Именно поэтому национальные частные пенсионные фонды могут и должны стать основой финансового обеспечения таких проектов.

Следует учитывать, что инвестиции в инфраструктурные проекты, особенно в ситуации ограниченных госгарантий, могут нести в себе и значительные риски. Как технические (операционные), так и финансовые, связанные с тем, что прибыльность проекта приходится прогнозировать на много лет вперед. Поэтому при включении этих проектов в инвестпортфель НПФ необходимо диверсифицировать риски. На развитых рынках существуют специальные инфраструктурные фонды, которые формируют свой инвестиционный портфель из множества различных инфраструктурных проектов (в различных сферах, в разных странах). Такие фонды предлагают НПФ готовый "инфраструктурный продукт" в зависимости от выбранной фондом инвестиционной стратегии. Уверен, что с развитием инвестиций в инфраструктурные проекты и в России будет создана целая индустрия инфраструктурных фондов. Как показывает мировой опыт, это является условием для эффективности реализации таких проектов".


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
пенсионерка    30.01.2012
Ну почему единственный источник, а со своей зарплаты? А пенсию будут через 20 лет платить облигациями, Путина и этого якунина уже не будет, отвечать некому.
Наталия    26.01.2012
Если Путин этот проект утвердит,буду голосовать против него.Что это за светлое будущее,если деньги на дороги возьмут в пенсионеров?
sviktor    26.01.2012
Ещё правнуков хотит обеспечить.ВОБЩЕ обнаглел яКУНИН.НА одного работягу 700 нахлебников ТУПЫХ не смыслящих в производстве.
sviktor    26.01.2012
Ещё правнуков хотит обеспечить.ВОБЩЕ обнаглел яКУНИН.НА одного работягу 700 нахлебников ТУПЫХ не смыслящих в производстве.
phistas    26.01.2012
а у якунина лицо не треснет
Иван    25.01.2012
Вспоминается стихотворение Николая Алексеевича Некрасова "Железная дорога" (1864 год). Советую перечесть на досуге. С уважением, Иван

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.