.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Бензин правительству не подвластен
.

14 января 2012 года 01:40

Бензин правительству не подвластен

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Ни громкие дела, ни штрафы не могут заставить нефтяников снизить цены на топливо
Москва. 14 января. FINMARKET.RU - Бензиновый кризис, внезапно накрывший десятки регионов весной прошлого года, не на шутку перепугал правительство - снять фактически запретительные пошлины на экспорт бензина чиновники не решаются и сейчас. А на днях президент Дмитрий Медведев своим поручением вновь напомнил руководителю ФАС Игорю Артемьеву о необходимости постоянного мониторинга цен на бензин и пресечении любых попыток их "искусственно завысить".

В дополнительных напоминаниях Артемьев, скорее всего, не нуждается, бороться с нефтяными монополистами для него уже вошло в привычку. В декабре ФАС выписала штрафы четырем компаниям - "Роснефти", "ЛУКОЙЛу", "Газпром нефти" и "Башнефти" за "злоупотребление доминирующим положением на рынке топлива". Пятая - TНК-BP также признана виновной в создании дискриминационных условий, размер штрафа для нее ФАС обещает определить в ближайшее время.

Это уже третья волна антимонопольных дел против нефтяных компаний:

  • Осенью 2008 г, антимонопольная служба обвинила "Газпром нефть", "Роснфеть", "ЛУКОЙЛ" и TНК - BP в установлении монопольно высоких цен на бензин, дизтопливо, авиакеросин и мазут. Впрочем, оборотные штрафы компаниям были выписаны минимальные - 1-1,5 млрд.руб. с каждой (или по1% от оборота на рынке). Все компании пытались оспорить эти решения в суде, но безрезультатно.
  • Вторая волна дел стартовала практически следом - антимонопольная служба заинтересовалась ростом цен на нефтепродукты с октября 2008 г по февраль 2009 г. На этот раз штрафы были серьезными - ТНК-ВР должна была выплатить 4,2 млрд руб., "Газпром нефть" - 4,7 млрд руб., "Роснефть" - 5,28 млрд руб., "ЛУКОЙЛ" - 6,5 млрд руб. Но и здесь нефтяникам удалось минимизировать потери - три из четырех компаний пошли с ФАС на мировую и опять получили право на выплату минимального оборотного штрафа, до конца судилась лишь "Газпром нефть", которая в результате и заплатила полную сумму.
  • Прошлогодние штрафы оказались самыми скромными: 979,3 млн руб. для "Газпром нефти", 1,75 млрд руб. для "Роснефти", 609 млн руб. для "Лукойла" и 778 млн руб. для "Башнефти". Деньги для компаний явно небольшие. К примеру, "Лукойл" в своей отчетности за первое полугодие указывал, что на штраф у компании уже зарезервировано $17 млн (около 535 млн руб. по текущему курсу).

Интересно, что во время всех трех кампаний ценники на заправках если и менялись в меньшую сторону, то всего на пару месяцев, и дальше все начиналось заново.


Цены на бензин растут вслед за ценами на нефть и не слушаются правительства


А меры "покруче" даже шли во вред: прошлогоднюю попытку антимонопольной службы в начале года "закрутить гайки" и обеспечить снижение цен по личному поручению премьера Владимира Путина многие аналитики называли одной из причин, спровоцировавшей бензиновый кризис в конце апреля.

После февральского разговора Путина и Артемьева цены пошли вниз, хотя на мировых рынках продолжали дорожать и нефть, и нефтепродукты. Участники рынка рассказывали, что на совещаниях в ФАС независимые продавцы топлива тогда давали понять, что для крупных игроков рынка приоритетом становится продажа бензина на экспорт. Но когда нехватка топлива обнаружилась сразу в 20 регионах страны - для всех это оказалось традиционной неожиданностью.

Разрешился спор введением повышенной пошлины на экспорт бензина и очередными обещаниями антимонопольной службы наказать виновных.

Аналитики убеждены, что нового обострения стоит ждать после президентских выборов: до марта нефтяники повышать цены, скорее всего, не рискнут, зато последующий скачок цен становится практически неизбежным. Аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков, например, оценивает возможный рост цен после выборов в 20-30%.

"Всем ясно, что кроме оказания административного давления нужно менять сам подход к регулированию нефтеперерабатывающей отрасли, другой вопрос кто и как это должен сделать, — говорит сотрудник одной из крупных нефтяных компаний. - Но в убыток себе ни одна компания никогда работать не будет".

«Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены (...) Но вопрос в том, где эта справедливая цена», - говорил в самый разгар топливного кризиса президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. Ответа пока, похоже, не знает никто.


Опубликовано Екатерина Логинова
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.