.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Пять антикризисных правил Кудрина
.

18 октября 2011 года 17:57

Пять антикризисных правил Кудрина

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Для корректировки бюджетной политики и спасения от второй волны кризиса России нужно пересмотреть приоритеты, настаивает экс-министр финансов Алексей Кудрин
Москва. 18 октября. FINMARKET.RU - Проводимую правительством РФ экономическую политику еще можно скорректировать и принять меры, которые минимизируют последствия второй волны экономического кризиса для страны, уверен бывший министр финансов и вице-премьер России Алексей Кудрин. При этом он предупреждает, что прогноз роста мировой экономики еще может быть скорректирован в сторону снижения, и не исключает нового витка кризиса, который будет характеризоваться кризисом суверенных долгов.

Антикризисный план

"Сложное сочетание внутриполитических мотивов и пока еще относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры разворачивает отечественное правительство к проведению рискованной экономической политики", - констатирует А.Кудрин в статье, которую публикует во вторник газета "Коммерсантъ".

По мнению экс-министра, выступающего теперь в качестве независимого эксперта, необходимые для корректировки этого курса инструменты у правительства есть, нужно лишь определиться с приоритетами, а времени на это почти нет.

  • "Повышение пенсий и зарплат, переоснащение армии, модернизация промышленности - все это абсолютно правильные задачи, которые должна ставить перед собой ответственная государственная власть", - подчеркивает автор статьи. Однако решить в нынешней ситуации все эти задачи одновременно невозможно. А.Кудрин считает необходимым реалистично оценить риски новой волны кризиса и возможным предпринять кратко- и среднесрочные меры, предотвращающие его обострение в России.
  • Во-первых, поясняет бывший вице-премьер, необходимо вновь поставить целью обеспечение бездефицитности федерального бюджета при цене нефти $90 за баррель в 2015 году. В крайнем случае с учетом того, что за последний год были приняты решения о больших бюджетных обязательствах, у которых есть собственная инерция, можно поставить промежуточную цель: добиться к 2015 году сбалансированности бюджета при $100 за баррель, отодвинув главную цель на 2017 год, отмечает он.

    Напомним, что экс-министр финансов Алексей Кудрин прогнозировал, что нефть может упасть до $60 за баррель в ближайший год-полтора.
  • Чего ожидают от нефти власти, рассказал премьер-министр Владимир Путин в интервью руководителям трех федеральных телеканалов. Затронув тему цены на нефть, премьер высказал предположение, что в будущем году вряд ли ожидается резкое снижение стоимости на черное золото. "Мы исходили из 100 долларов за баррель при расчетах бюджета следующего года, а в этом году средняя величина будет 110. Мы считаем, что резкого снижения стоимости нефти в следующем году не будет. Но рассчитываем не из 110, как сегодня, а из 100, то есть достаточно прагматичный подход", - заявил Путин, добавив, что в случае, если цена на нефть снизится до 95 долларов за баррель, "нам не потребуется выходить с большими заимствованиями и обременять нашу финансовую систему".
  • Второе, что А.Кудрин предлагает сделать - "точно определить правило расходования нефтегазовых доходов, поскольку это влияет на инфляцию, валютный курс, формирование резервов правительства и очень важно для инвесторов". Его выполнение существенно увеличит устойчивость макроэкономики. По сути, уровень сбалансированности при определенной цене на нефть и есть ориентир для такого правила, но оно должно быть закреплено в Бюджетном кодексе, как это было до кризиса, а правительство не должно от него отклоняться при внесении бюджета в парламент, какие бы важные задачи еще ни ставились, напоминает автор.
  • В-третьих, отмечает в своей статье экс-глава Минфина, требуется пересмотр наращивания военных расходов как по оснащению, так и по денежному довольствию. В существующей военно-политической ситуации целей перевооружения можно достичь не за 10, а за 15 лет. На первом этапе, полагает он, повысить денежное довольствие можно не в два раза, а в полтора, вернувшись к дальнейшему повышению, когда минует угроза кризиса, и сопроводив дополнительными решениями по оптимизации численности Вооруженных сил. То есть, считает А.Кудрин, правила ограничения бюджетного дефицита и нефтегазового трансферта могут быть восстановлены при растягивании запланированного увеличения военных расходов на 15 лет.
  • Во вторник в беседе с журналистами А.Кудрин пояснил, что "не против роста расходов на оборону, а против таких объемов в такие сроки". "Эту программу нужно растянуть не на 10, а на 15 лет, тогда сможем уложиться в какие-то ограничения", - сказал он. "Другой фактор, чтобы снизить свою зависимость от нефти, нужно будет увеличить налоги, но это слишком дорогая цена, поэтому я ее не предлагаю", - отметил он.
  • "Я думаю, что все готовы были к ним возвращаться до последнего решения по существенному увеличению оборонных и социальных расходов. Это реально перечеркивает такое возвращение", - сказал он, выступая на конференции "Мосинтерфин" во вторник. "Я как раз думаю, что исправление ошибок всегда является необходимым элементом управления, поэтому я даю 50 на 50, что мы сможем восстановить (правила ограничения), поэтому я в это скорее верю", - отметил он.
  • Таким образом, А.Кудрин вновь обозначил свои расхождения во взглядах с Дмитрием Медведевым. Именно вопрос увеличения военных расходов и стал предметом конфликта Алексея Кудрина с нынешним президентом, который отправил министра в отставку. По мнению, экс-министра финансов, увеличение военных расходов в России создает угрозу для увеличения поддержки программ здравоохранения и образования.
  • В-четвертых, как отмечает А.Кудрин в своей статье, уже в 2012 году нужно определиться со стратегией в вопросах социального и пенсионного обеспечения, чтобы рассчитать использование всех ресурсов и предусмотреть более активное вложение средств в программы развития. А.Кудрин не исключает того, что придется ограничить индексацию пенсий только инфляцией - до момента ликвидации дефицита Пенсионного фонда.
  • Алексей Кудрин будучи министром финансов неоднократно заявлял, что отказ от повышения пенсионного возраста может привести к повышению налогов. Но первые лица страны подчеркивали, что не хотят ни того, ни другого.
  • Пятая мера, по словам экс-министра, заключается в необходимости программно определить целью снижение бюджетной нагрузки к ВВП, то есть снижение расходов и неповышение основных налогов, а также - сохранение низкой инфляции, с дальнейшим ее снижением до 4-5% в 2014 году и до 3% впоследствии.
  • А.Кудрин считает, что Россия стоит перед необходимостью создания новой модели роста экономики - "не на базе роста спроса, подогретого вливаниями "нефтяных" ресурсов, а на основе роста частных инвестиций, подкрепленного стабильной финансовой системой с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями".

Научились бороться с кризисом

Выступая на конференции А.Кудрин в качестве независимого эксперта говорил об уроках кризиса 2008 года и о том, как отличается ситуация в экономике РФ сейчас от ситуации в предкризисные годы. Сейчас накоплен опыт борьбы с кризисом, найдены инструменты, начиная от гарантий на межбанковском рынке до гарантий по увеличению капитала банков.

  • По мнению Кудрина, в настоящее время нет такого "перегрева" ряда отраслей, который наблюдался до 2008 года с точки зрения прироста кредитования. Так, по его словам, в некоторые годы прирост кредитов в отдельных отраслях доходил до 50% в год. В основном это происходило в таких отраслях, как торговля, финансы, недвижимость и связь.
  • В последние же два года такого резкого прироста кредитов не наблюдается, в 2010 году объем кредитования экономики увеличился на 12%, а по данным на середину 2011 года - на 13%.
  • При этом, отметил А.Кудрин, нет такой зависимости от внешних кредитов. В связи с этим "ЦБ проводит более гибкий курс, будет более смело реагировать на изменение платежного баланса, чем раньше, в силу ряда обстоятельств, в том числе и внешней позиции банковской системы". "Сейчас такой проблемы нет", - подчеркнул А.Кудрин.
  • Также он напомнил, что накануне кризиса 2008 года инфляция была на уровне 13%, сейчас же она составляет порядка 7%. В 2008 году из-за столь высокой инфляции ставки кредитов "взлетели до 20% и выше, сейчас такой опасности может быть нет", подчеркнул А.Кудрин.
  • В то же время, по словам А.Кудрина, по сравнению с 2008 годом в бюджете и макроэкономической ситуации есть ряд слабостей. Так, если в 2008 году расходы бюджета составляли 18,3% ВВП, то на 2012 год он запланированы в размере 21,6% ВВП. Остатки Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало 2008 года составляли 16% ВВП, а на начало 2012 года - 8% ВВП. Объем государственного долга, напротив, увеличился с 6% ВВП на начало 2008 года до 13,2% ВВП на начало 2012 года.
  • Нарастание расходов было связано, прежде всего, с военными расходами, не удержался и опять подчеркнул А.Кудрин. Так, по его словам, в 2012 году эти расходы увеличиваются на 1,3% ВВП, в 2013 году - на 2,4% ВВП, в 2014 году - на 3% ВВП, в 2015 году - на 4% ВВП. "И это только военные расходы, конечно, в этих условиях я не считаю их оправданными, рост создает существенные проблемы для расширения развития других статей и отраслей", - отметил он.

Тучи над мировой экономикой

О бюджетной консолидации стоит задуматься не только России. Прогноз роста мировой экономики еще может быть скорректирован в сторону снижения, рассказал А.Кудрин и предупредил, что возможен новый виток кризиса из-за проблем с суверенными долгами в ряде стран.

  • "Прогнозы ухудшаются, на последнем заседании МВФ, где я был, мы обсуждали, что прогноз роста мировой экономики снижен с 4,4% до 4%, прогноз роста экономики США снижен с 2,8% до 1,5%. В 2012 году тоже ухудшаются прогнозы, первоначальный прогноз МВФ 4,5% по миру сейчас снижен до 4%. Я думаю, мы еще можем видеть новые корректировки этих событий", - отметил А.Кудрин, выступая на конференции "Мосинтерфин".
  • По его словам, возможная корректировка прогнозов связана в первую очередь с ключевыми, глобальными дисбалансами, которые сложились в мировой экономике, прежде всего, наблюдается снижение возможности фискального стимулирования экономик, в том числе монетарного.
  • Он подчеркнул, что первая волна кризиса была достаточно неожиданной и глубокой, и ее не смогли предсказать большинство экономистов. "Сейчас мы идем к следующему этапу ранее начатого кризиса, который может быть уникальным, и задача - ориентировать бизнес, понять, что нужно делать. Возможно, мы встретимся с новым витком кризиса, который будет характеризоваться кризисом суверенных долгов, это будет совершенно новая ситуация на мировых рынках, даже все надежные пристанища капитала, которые обеспечивались суверенными облигациями, сейчас становятся очень рисковыми", - отметил А.Кудрин. В связи с этим, по его словам, необходимы долгосрочные убедительные программы бюджетной консолидации.
  • "При этом мы должны понимать, что накопленные долги и еще некий период, когда эти долги будут продолжать накапливаться, несмотря на то, что уже мы видим достаточно большую сложность в их обслуживании, необходимость консолидации будет исходить из низкого роста или нулевого роста. Это существенно осложняет эти задачи", - пояснил А.Кудрин.
  • Мероприятия по борьбе с кризисом расцениваются А.Кудриным как сводки с фронтов". Он напомнил, что в конце прошлой недели состоялась встреча министров финансов G20, в конце этой недели состоится встреча стран ЕС, а 3-4 ноября - встреча лидеров стран G20 в Каннах. По его словам готовится каннский план действий по обеспечению сбалансированного, стабильного роста. В то же время прогнозы роста экономики все-таки ухудшаются, заметил он.


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.