.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
11 октября 2011 года 09:03
Макроэкономика по X5 - новый кризис или собственные проблемы?
0 |
Компания Х5 Retail Group объяснила ухудшение прогноза по росту выручки за 2011 год второй волной кризисных явлений. Эксперты не согласны с пессимизмом одного из крупнейших российских ритейлеров и называют другие причины
Москва. 11 октября. FINMARKET.RU - Х5 Retail Group преподнесла российскому рынку неприятный сюрприз, снизив прогноз роста выручки на 2011 год. Одной из основных причин этого компания назвала "стремительно ухудшающиеся макроэкономические условия".
Х5 стала едва ли не первой из компаний реального сектора, и пока единственной в потребительском секторе, заявившей о том, что кризисные явления "второй волны" уже сказываются на ее бизнесе.
Пока ей не верят ни конкуренты, ни эксперты.
"Гораздо проще пенять на то, на что не можешь повлиять", - объяснил "Интерфаксу" пессимизм Х5 представитель одной из аналитических компаний.
По мнению участников рынка, гораздо более правдоподобной выглядит вторая причина, которую назвала Х5, - негативный эффект от интеграции сети "Копейка". Кроме того, дело в изначально завышенных прогнозах, слабой динамике гипермаркетов и оттоке покупателей из магазинов Х5, полагают они.
Назад в 2008?
Новый прогноз Х5, о котором компания объявила в понедельник: рост валовой выручки примерно на 35% по итогам 2011 года вместо ожидавшихся ранее 40%.
Как отмечает Х5, российские покупатели уже сократили расходы на еду в нестабильных экономических условиях.
Кроме того, продажи в сети "Копейка" пострадали более, чем предполагалось, в связи с затягиванием подрядчиками работ по ребрендингу и медленным наращиванием продаж в переоформленных магазинах, сообщила компания.
Удивление рынка вызвал пессимизм Х5 относительно макроэкономических показателей. Аналитики надеялись, что ситуацию прояснят комментарии топ-менеджмента компании во время телефонной конференции. Однако в результате, по словам одного из ее участников, вопросов все равно осталось больше, чем ответов.
Покупательская способность ухудшается на фоне девальвации рубля и инфляции, опережающей рост доходов населения, отметил главный исполнительный директор Х5 Андрей Гусев в ходе телефонной конференции.
Рост сопоставимых продаж Х5 в III квартале замедлился до 4% по сравнению с двузначными показателями в начале года. "Мы ожидаем продолжения негативного тренда по динамике LfL, но будет ли она отрицательной, сказать сложно", - сказал А.Гусев.
Главной проблемой компании в III квартале стал отток покупателей (на 4%). Его пик, по словам главы компании, пришелся на июль-август.
Традиционно в кризис выигрывают форматы, предлагающие покупателям низкие цены. Тем не менее, пока эта тенденция не получила подтверждение на практике: в III квартале наиболее слабые результаты LfL показали как раз гипермаркеты и дискаунтеры Х5 (рост на 2% и на 3% соответственно). Трафик в таких магазинах упал на 4%, однако по росту среднего чека дискаунтеры опередили гипермаркеты (7% против 6%).
Сопоставимые продажи супермаркетов выросли на 6% при снижении трафика на 3% и росте среднего чека на 9%.
По словам А.Гусева, в III квартале во всех форматах наблюдались схожие тенденции: инфляция опережала рост среднего чека, люди покупали меньше. В результате ни один из форматов не оказался в выигрыше.
Более того, все публичные компании розничной торговли столкнулись с одинаковыми проблемами: снижением трафика и ростом среднего чека ниже уровня инфляции, что свидетельствует о снижении покупательской активности в РФ, отметил А.Гусев.
Конкуренты спокойны
В то же время никто из опрошенных "Интерфаксом" представителей крупных компаний розничной торговли, работающих в РФ, не разделяет пессимизма Х5. Ритейлеры не отмечают сколько-нибудь значительного снижения спроса, а также признаков его драматического снижения в будущем.
"Да, в случае второй волны экономического кризиса доходы населения упадут, снизится потребительский спрос, однако пока это умозаключения, и объективных данных для их подтверждения пока нет", - отметил представитель российской розничной сети, отказавшийся от официального комментария.
"Даже в момент кризиса 2008 года мы не отмечали драматического снижения спроса, хотя желание сэкономить у людей было. Есть меньше не стали. Если (покупатели) приходят меньше и тратят меньше - это не значит, что есть проблемы в экономике, это значит, что они идут к кому-то другому", - сказал другой собеседник агентства.
В 2008 году масштаб грядущих проблем в экономике стал понятен уже в октябре, а сейчас таких тенденций нет, отметил представитель еще одной розничной компании, также попросивший не называть его имя.
"То, что мы можем констатировать: клиенты покупают меньше", - сказал журналистам в понедельник генеральный директор "Ашан Россия" Жан-Пьер Жермен. Эта тенденция наблюдается уже больше года, пояснила представитель компании Мария Курносова. Клиентов становится больше, но они покупают меньше и внимательно следят за своими тратами, более прагматично подходят к процессу покупок.
Признаков надвигающегося кризиса пока нет и в сфере непродовольственного ритейла. "Мы не наблюдаем снижения спроса на технику в связи с ситуацией на рынках. Рост продолжается во всех товарных категориях в соответствии с нашими ожиданиями и планами, заложенными в начале 2011 года", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе "М.Видео" (РТС: MVID). По словам представителя компании, высокий спрос сохраняется и в средней, и в высокой ценовой категории. В компании отказались делать прогноз на 2011 год, отметив, что о результатах будет корректнее говорить ближе к концу зимнего высокого сезона.
Не макро, а микроэкономика?
Существует два варианта: либо Х5 права и намечается ухудшение макроэкономических показателей - и компания-лидер российского рынка розничной торговли первой заметила этот тренд и всех предупредила. Либо дело во внутренних проблемах в компании, сказал "Интерфаксу" аналитик UniCredit Владимир Кузнецов.
По мнению экспертов, таких проблем у компании достаточно: это интеграция "Копейки", динамика продаж в гипермаркетах, сокращение количества покупателей.
Такой показатель, как отток трафика, мало что может сказать о макроэкономической ситуации в стране. "Компания позиционирует себя как ценового лидера на российском рынке, и если в ее магазинах произошел отток трафика, то возникает вопрос: куда ушли покупатели? Если покупатели уходят к конкурентам, значит, Х5 не была эффективна по ценовому предложению", - отметила аналитик "ТКБ Капитала" Наталья Колупаева.
Кроме того, дело в изначально завышенном прогнозе на этот год, отмечают аналитики.
"План Х5 на 2011 год был слишком амбициозным для такой крупной компании - крупной даже по мировым масштабам", - считает гендиректор аналитического агентства InfoLine Иван Федяков.
Прогноз (в 40%) был не вполне корректен, косвенно признал и А.Гусев. Прогноз давался предыдущим руководителем Х5 (Львом Хасисом, теперь занимающим должность старшего вице-президента Wal-Mart - ИФ) еще в конце прошлого года. Корректнее давать прогноз в начале года, когда подписаны все договоры с контрагентами, и легче оценить влияние на финансовые показатели компании таких факторов, как, например, инфляция, считает А.Гусев. Он отметил, что теперь компания будет придерживаться именно такой политики.
Интрига на неделю
Пессимизм Х5 разделили ее акционеры. К вечеру котировки GDR ритейлера на Лондонской фондовой бирже рухнули более чем на 10,3%. Расписки основного конкурента - "Магнита" - подешевели лишь на 0,7%, при том, что большинство других российских бумаг закрылись в плюсе. По мнению аналитиков, негативные новости от Х5 могут оказывать давление на стоимость акций в среднесрочной перспективе и тянуть за собой остальной сектор.
В ближайшее время рынок может накрыть волна пересмотров ценовых моделей российских компаний розничной торговли, и аналитики будут склонны к более пессимистичным оценкам, полагает Н.Колупаева из "ТКБ Капитала".
Теперь инвесторы и аналитики с нетерпением ждут публикации операционных результатов "Магнита" (11 октября) и "О`Кей" (12 октября). Из вполне обыденных эти события перешли в разряд интригующих, за что участникам рынка стоит поблагодарить X5.
Опубликовано Финмаркет
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.