.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
03 сентября 2011 года 11:51
Потенциальный авиаколлапс без виноватых
0 |
Дефицит керосина в аэропортах московского узла грозит коллапсом авиасообщения. При этом причины отсутствия горючего до конца не понятны. Соответственно, не очевидны и виновные в возможном транспортном коллапсе
Москва. 3 сентября. FINMARKET.RU - Ситуация, при которой московские аэропорты оставались без необходимого резерва авиатоплива, случалась и ранее. Но дополнительный колорит в ситуацию с обнаружившимся в пятницу дефицитом керосина в аэропортах московского авиаузла вносит то, что причины отсутствия горючего до конца не понятны. Соответственно, не очевидны и виновные в возможном транспортном коллапсе, который может наступить уже в выходные.
Росавиация просит распечатать Росрезерв
В пятницу днем ряд источников на авиационном рынке сообщили "Интерфаксу", что аэропорты московского авиаузла испытывают проблемы с поставкой авиационного топлива из-за того, что вторую неделю недопоставляется горючее. "5-10 сентября, если ситуация не изменится, аэропорты могут встать. На прошлой неделе на биржах по продаже топлива было предложено около 5 тыс. тонн авиа-ГСМ, хотя спрос составлял порядка 270 тыс. тонн. В целом при нормальной ситуации на биржах еженедельно торгуется до 30-70 тыс. тонн авиационного топлива", - сказал агентство собеседник агентства.
Другой источник добавил, что по вопросу дефицита будет проведено совещание в правительстве с нефтяными компаниями и то, что аэропорты уже обратились с просьбой "распечатать госрезерв". Касаясь ситуации с авиатопливом в аэропортах Москвы, один из источников отметил: "В "Домодедово" запасов в 2 раза больше чем в "Шереметьево", а во "Внуково" запасы ограничены". Он добавил, что причины нехватки авиатоплива связаны с заказом Минобороны.
Спустя некоторое время "Интерфакс" получил официальное подтверждение своей информации от Росавиации. Росавиация намерена обратится в Росрезерв с просьбой поставить 180 тыс. тонн авиационного топлива в аэропорты Москвы, кроме того, обратится к нефтяным компаниям с тем, чтобы они восстановили поставки в полном объеме, а затем увеличили поставки из-за роста авиаперевозок на 10%.
Московским аэропортам хватит топлива на 2-3 дня
В аэропортах московского авиационного узла в последние дни августа текущего года стало отмечаться снижение запасов авиационного керосина. "В соответствии с приказом министерства транспорта РФ, топливозаправочные компании аэропортов сообщают в Росавиацию о снижении запасов авиационного топлива менее чем на 3 суток. 31 августа в Росавиацию поступила информация о снижении запасов горючего от топливозаправочных компаний "Шереметьево" и "Домодедово". Министерство энергетики РФ было немедленно проинформировано о сложившейся ситуации", - заявило ведомство.
При этом Росавиация предупредила, что нехватка авиационного топлива может возникнуть и в аэропорту "Кольцово" (Екатеринбург). "Аналогичная ситуация возможна в сентябре текущего года в аэропорту "Кольцово". Из 14 тыс. тонн авиационного керосина на текущий месяц там законтрактовано только 6 тыс. тонн. Поставка остального необходимого объема авиационного топлива не получила подтверждения. На нефтяной бирже в Омске авиационный керосин отсутствует", - сообщило ведомство.
После появления информации о дефиците авиационного топлива аэропорты нехотя начали давать комментарии. В пресс-службе "Международного аэропорта "Шереметьево" заявили, что запасов хватит на трое суток. При этом подчеркнули, что аэропорт напрямую не занимается торговлей авиа-ГСМ. "Этим занимаются нефтяные компании по договорам прямых поставок авиакомпаниям", - заявили в пресс-службе "Шереметьево".
Источник во "Внуково" сообщил "Интерфаксу", что аэропорт располагает авиакеросином еще на двое суток. Официальная позиция компании прозвучала следующим образом: "В связи с возникшей сложностью с поставками авиационного керосина в московском регионе аэропорт "Внуково" обращается к своим партнерам - нефтяным компаниям с просьбой выполнять согласованный с нами график поставок авиатоплива. В то же время мы выражаем благодарность, что на данный момент поставки идут в соответствии с графиком".
Пресс-служба "Домодедово" комментировать ситуацию не стала, хотя и обещала высказать свою позицию.
Военный след и пик спроса
Первоначально дефицит горючего источники на авиарынке связывали с большим заказом топлива со стороны Минобороны. Но военное ведомство заявило, что непричастно к проблемам с топливом в аэропортах Москвы. Представитель ведомства сообщил, что объем недельного потребления военных аэродромов в Чкаловском и Кубинке в десятки раз меньше, чем у гражданских аэропортов московского авиаузла. А сам объем потребления авиакеросина Минобороны составляет 10-12% от его производства в России.
"Военный след" в исчезновении горючего в московских аэропортах отмел замминистра энергетики Сергей Кудряшов, который заявил, что проблемы в "Шереметьево" вызваны сбоем при железнодорожных поставках, на который наложился фактор пика полетного спроса в конце августа. На причастность к проблеме ОАО "Российские железные дороги" РЖД указал и вице-президент ОАО "Транснефть" Михаил Барков.
Виноваты поставщики, а не транспортники?
В конце концов, однако, обе транспортные структуры сделали примерно одинаковые заявления, указав на свою непричастность к ситуации. "План по поставкам керосина "Транснефтью" был выполнен полностью, а с сентября компания стала прокачивать даже больше", - заявил вице-президент компании Михаил Барков. "Поставки авиатоплива московским аэропортам железнодорожным транспортом осуществляется в полном объеме", - заявили РЖД. При этом представители перевозчика уточнили, что по железной дороге авиакеросина сейчас "перевозится столько, сколько предъявляется к перевозке" со стороны нефтеперерабатывающих заводов. То есть, фактически, обе компании указали на недопоставки с самих НПЗ.
Позднее на это прямо указала и Росавиация. Снижение запасов топлива в московском авиаузле вызвано резким сокращением производства авиакеросина, а также возможным отвлечением производства на выпуск зимнего дизельного топлива, заявило ведомство. К аналогичному выводу, по его данным, пришли и участники совещания, прошедшего 1 сентября с участием представителей министерств энергетики РФ, транспорта РФ, столичных ТЗК и основных поставщиков топлива - ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро", ЗАО "Газпромнефть-Аэро", ОАО "Роснефть", ОАО "ТНК-ВР". Тогда же Минэнерго и поставщикам были даны поручения восстановить запасы топлива.
Впрочем, опрошенные "Интерфаксом" крупнейшие поставщики авиатоплива обвинения в свой адрес также отвергли. "В Домодедово у "ЛУКОЙЛа" большой бизнес по заправке "в крыло" и ТЗК, но все обязательства по поставкам мы выполнили", - сказал представитель компании. В "Роснефти" "Интерфаксу" сообщили, что компания поставляет в аэропорты "Шереметьево" и "Внуково" около 5% от общего объема потребления авиакеросина этими аэропортами. "Свой график поставок компания выдерживает четко", - отметили в компании.
Причины непонятны даже правительству
Причина нехватки авиакеросина в ТЗК московских аэропортов неочевидна даже для руководства правительства - пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сообщил, что ситуация требует специального изучения. "Нужно разобраться, действительно ли есть проблемы с обеспечением, и если есть, в чем их причины", - заявил Д.Песков вечером. Росрезерв выдаст аэропортам необходимые объемы горючего, заверил пресс-секретарь премьера.
Таким образом, Росрезерв вновь, как и в ситуации с предоставлением топлива авиакомпании "Атлант-Союз", развозившей пассажиров обанкротившегося альянса AiRUnion осенью 2008 года, выступит гарантом стабильности авиасообщения столицы. Тем более, что, по одной из версий, именно увеличением запасов Росрезерва (мера была принята, как ни парадоксально, после перебоев с бензином в апреле-мае 2011 года) вызвано оскудение запасов ТЗК аэропортов.
Но системно Росрезерв "выручать" участников сложной цепочки взаимоотношений "нефтяные компании - логическое звено (РЖД, "Транснефть") - ТЗК - аэропорты" не сможет. А значит, правительству стоит в очередной раз подумать, как стимулировать нефтяные компании не создавать дефицит топлива и исправно пополнять резервуары ТЗК аэропортов московского и других российских авиаузлов.
Опубликовано Финмаркет
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.