.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Был бы банк, а порт найдется
.

20 мая 2011 года 09:03

Был бы банк, а порт найдется

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Приватизация порта "Ванино" вызвала неподдельный интерес. Стоимость госпакета порта "Ванино" в ходе аукциона, в котором приняли участие 14 компаний, выросла более чем в 10 раз - до 10,8 млрд рублей. Эксперты считают, что победитель аукциона переплатил в 2 раза
Москва. 20 мая. FINMARKET.RU - В четверг в одном из аукционных залов Росимущества разгорелась нешуточная борьба за госпакет ОАО "Ванинский морской торговый порт": "Сибуглемет" схлестнулся с "Сэлтехстроем". Победил последний, предложив цену в 11,6 раз выше стартовой, и, по мнению экспертов, как минимум вдвое выше реальной - 10,8 млрд рублей.

Звездный десант

Интерес к аукциону у общественности сначала вызвала Федеральная антимонопольная служба, опубликовавшая список компаний, подавших ходатайства на приобретение 55% уставного капитала (73,33% обыкновенных акций) порта Ванино.

Судя по нему, 4 крупных горнодобывающих холдинга готовы были побороться за актив. Среди претендентов было ЗАО "Сибуглемет" и входящее в него ОАО "Междуречье" (холдинг принадлежит менеджменту - Анатолию Скурову, Владимиру Мельниченко и Валентину Бухтоярову), ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК, принадлежит Андрею Мельниченко и Сергею Попову), ОАО "Холдинговая компания "СДС-Уголь" (входит в ЗАО "Холдинговая компания "Сибирский деловой союз", принадлежит Михаилу Федяеву и Владимиру Гридину) и одно ООО, аффилированное со структурами холдинга En+ Олега Дерипаски.

Также в перечень входило три неизвестных ООО: ООО "Канопус", ООО "Трейд-Сервис" и ООО "Тим Консалт". Будущий победитель торгов не числился в этом списке, равно как и транспортный холдинг Владимира Лисина - Universal Cargo Logistic Holding (UCLH), ЗАО "Инвестиционная группа "Колмар" (по неофициальным данным, на 51% принадлежит бизнесмену Геннадию Тимченко) и ЗАО "Информационно-издательская группа "Новые Известия" супруги экс-префекта Северного административного округа Москвы Олега Митволя - Людмилы.

Всего к 10:00 мск в зале торгов собрались представители 14 компаний (без "СДС-Угля", представители которого не явились на аукцион) и Людмила Миронова, судя по всему, вместе с ОАО "Туапсинский морской торговый порт" представлявшая интересы холдинга UCLH.

Если бы в зале принимали ставки на победителя, в фаворитах бы точно не было будущего победителя - "Сэлтехстроя" под номером шесть.

Не на жизнь, а на смерть

Аукцион начался бодро: предложения поступали каждые полминуты, уверенно вступили "Канопус" (как позже выяснится - представитель En+), "Междуречье", некое "Транс-Инвест", не менее "знаменитое" "ТИМ Консалт". На удивление, ни "СУЭК", ни UCLH ни разу не подняли таблички.

После того, как цена пакета зашкалила за 3 млрд руб., из игры выбыли остальные участники торгов, кроме "Канопуса", "Сибуглемета" с "Междуречьем" и "Сэлтехстроя".

На 5,6 млрд руб. сдался и "Канопус", чуть позже - "Междуречье", уступив дорогу головной компании. Атмосфера накалялась.

К слову, Росимущество дважды объявляло перерыв (в том числе для того, чтобы напечатать новые протоколы - суммы шагов аукциона в старых оказались ничтожно малы), после первого ушел один из руководителей UCLH, после второго - добрая половина участников. Настроения в рядах покидавших поле боя были разные: кто-то улыбался, то ли предвкушая скорый обед (аукцион к тому времени длился добрых 4 часа), то ли наслаждался увиденным (оно того стоило - участники лихо били отметки в миллиарды рублей), кто-то был раздражен. По словам одного из уходивших, все, что происходит в комнате торгов - попытка сорвать аукцион, поскольку "Ванино" "не может столько стоить", а платить втридорога за такой актив никто не станет. Прогнозы отчасти не оправдались.

Так, "Сэлтехстрой" приобрел госпакет порта за 10,8 млрд руб. В ходе аукциона было совершено более 700 шагов 10 млн руб. каждый. Сразу после торгов компания подписала договор с Росимуществом, хотя у нее в запасе оставалось бы еще 5 дней.

Был бы банк

Эксперты и участники стивидорного рынка сходятся во мнении: столько (исходя из последней цены - 21 млрд руб. за все 100% уставного капитала) порт "Ванино" стоить не может.

"Порт находится в черте города, развивать перевалку угля более уже имеющихся 1 млн тонн в нем немыслимо. Для развития других направлений нужно вложить, как минимум, еще $300-400 млн. Потраченные средства "Сэлтехстрой" не сможет отбить в течение десяти лет как минимум при такой выручке (1,3 млрд руб. и 82 млн руб. чистой прибыли за 2010 г.), а увеличить кратно не получится", - считает глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Представители En+ и UCLH заявляют, что красная цена госпакету - 5 млрд руб.

Один из собеседников "Интерфакса" в отрасли отметил, что факт подписания "Сэлтехстроем" договора с Росимуществом совсем не означает, что деньги будут перечислены. "Приватизация "Ванино" изначально должны была пройти в более поздние сроки. Известно, что менеджмент порта, пока государство владеет акциями, получает прибыль с деятельности. Конечно, какой смысл продавать порт сегодня, если можно еще пользоваться им несколько месяцев? Вполне вероятно, что продажа так и не состоится, и менеджмент выиграет еще полгода", - сказал собеседник агентства.

Другой источник на транспортном рынке допускает, что "Сэлтехстрой" располагает необеспеченным кредитом, который может пустить на любые цели. "Возможно, эта сделка нужна компании для получения на руки кредитных средств", - предположил он.

"Сэлтехстрой" за последний год отметился всеядностью: будучи строительной компанией (основной вид деятельности по "СПАРКу" - разборка и снос зданий, расчистка строительных участков), он участвовал в нескольких громких аукционах, в частности, по продаже госпакетов в "Мосметрострое" и аэропорте "Толмачево".

О.Митволь, который, по его же словам, вместе с женой хорошо знает нынешнего владельца компании Ивана Микояна и его супругу и "оказывал им юридическую и организационную помощь в осуществлении этой сделки", заявил, что "в планах компании развитие порта, согласно тем аналитическим материалам, которые были подготовлены". Утончить, что за материалы, и в какую сторону порт будет развиваться, он затруднился. "Порт явно недополучает прибыль", - категоричен О.Митволь. Также, по его словам, у "Сэлтехстроя" "есть идеи о приобретении других активов, возможно, не в России".

Действительно, почему бы не сделать на базе "Сэлтехстроя" транспортный холдинг, тем более, что аукцион по продаже 25,5% госакций московского "Северного порта" (грузооборот - 2 млн тонн в год, выручка - 424 млн руб. в 2009 году, свежие отчеты компания не публиковала) он выиграл. Кстати, второй совладелец "Северного порта" и партнер "Сэлтехстроя" - ООО "МТЦ "Галерея" председателя совета директоров Русь-банка и, по неофициальным данным, совладельца Росгосстраха Сергея Хачатурова.


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.