.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
27 января 2010 года 12:40
Бизнес исполнился оптимизма
0 |
Крупнейшие компании мира с оптимизмом смотрят в будущее. По данным PwC, свыше 90% руководителей компаний позитивно оценивают перспективы роста экономики в ближайшие три года. При этом 81% руководителей в мире уверены, что доходы их компаний вырастут уже в ближайший год. В России таких оптимистов тоже не мало - в рост доходов верят 76%
К руководителям крупнейших компаний мира возвращается уверенность в будущем росте и перспективах развития бизнеса: большая их часть верит в скорое восстановление экономики и рост доходов своих компаний. Вместе с тем бизнес по-прежнему опасается затяжного характера рецессии и тех необратимых изменений, которые кризис вызвал в поведении потребителей, свидетельствуют данные международного опроса PricewaterhouseCoopers (PwC).
Верим в рост экономики и доходов
По данным опроса, свыше 90% руководителей крупнейших компаний позитивно оценивают перспективы экономического роста в ближайшие три года.
В то же время 81% руководителей в мире уверены, что доходы их компаний вырастут уже в ближайшие 12 месяцев. В России в рост доходов верят 76%. Причем доля руководителей российских компаний, которые выразили "высокую степень уверенности" в росте доходов своих компаний, составила 53% (на 23% больше, чем годом ранее). Вместе с тем 23% российских респондентов все ещё настроены пессимистично и не ожидают роста доходов в ближайший год.
При этом экономический подъем в своих странах во 2-й половине 2010-го или позднее ожидают 60% руководителей компаний. Еще 13% отмечают, что процесс оживления деловой активности уже начался. Почти две трети руководителей компаний в США и более 70% в странах Западной Европы считают, что подъем экономики начнется не ранее 2-й половины 2010 года.
Ожидания руководителей российских компаний оказались оптимистичными: 50% респондентов прогнозируют экономический подъем в России уже в 2010 году (30% - в 1-й половине и 20% - во 2-й половине 2010 года).
"Сроки восстановления деловой активности будут различаться в зависимости от географии и отрасли экономики, - отмечает Дэннис М. Нэлли, президент международной сети фирм PricewaterhouseCoopers. - В некоторых быстроразвивающихся странах экономический подъем уже начался; но руководители компаний в странах, наиболее сильно пострадавших от кризиса, считают, что последствия кризиса сохранятся в течение всего 2010 года и в будущем. Руководителям компаний необходимо принять стратегическое решение относительно инвестиций в развитие для получения конкурентных преимуществ".
Восстановление в странах с переходной экономикой проходит более быстрыми темпами по сравнению со странами со зрелой экономикой, подчеркивает Д.Нэлли. По его словам, наилучшие перспективы быстрого восстановления активности имеют те компании, которые, принимая меры для выживания, не упускали из виду и послекризисное развитие.
Принимаем меры
Почти 90% всех респондентов в мире, странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и России отметили, что за последний год в своих компаниях приняли меры по снижению затрат в качестве основного средства борьбы с последствиями кризиса. Почти 80% топ-менеджеров в мире и 72% в странах ЦВЕ заявили, что будут стремиться к сокращению затрат в последующие три года, а большинство российских руководителей (77%) рассчитывают преодолеть последствия кризиса за счёт программ повышения внутренней эффективности в течение аналогичного периода.
Тем не менее, обывателей может порадовать, что в будущем году большее число компаний намерено набирать персонал, а не сокращать. Почти 40% руководителей крупнейших компаний мира и 37% российских топ-менеджеров планируют увеличить численность сотрудников в ближайший год. Сокращение штата планируют 25% руководителей компаний мира,17% российских руководителей и 27% топ-менеджеров в странах Центральной и Восточной Европы.
Кроме того, в результате кризиса руководители компании стали придавать большее значение механизму управления рисками. 85% руководителей компаний в мире и 87% в России планируют внести изменения в подходы своих компаний к управлению рисками, а 93% отечественных топ-менеджеров проявляют наибольший интерес к инвестиционным решениям.
Согласно ответам респондентов, в результате экономического кризиса советы директоров начали принимать более активное участие в ключевых аспектах управления, таких как оценка стратегических рисков, мониторинг финансового состояния и надзор за реализацией стратегии компании. Как и в странах ЦВЕ, руководители в России считают, что советы директоров их компаний уделяют меньше внимания соблюдению требований законодательства и больше - вопросам, связанным со стратегическими рисками (80%) и финансовым состоянием (83%).
"Руководителям необходимо приступить к решению других задач, помимо краткосрочных задач выживания. Больше всего они сожалеют о том, что в процессе преодолении кризиса они не смогли в полной мере осознать риски и обеспечить своевременное реагирование, - утверждает Д.М.Нэлли. - Важность управления рисками наиболее часто отмечалась в качестве урока, извлеченного из финансового кризиса".
Чего боимся в будущем
Затяжной характер глобального экономического спада остается самой большой проблемой для руководителей компаний во всем мире, странах ЦВЕ и России (65%, 65% и 60% соответственно), за этим следуют опасения в отношении введения чрезмерного регулирования, что отмечают 60% всех опрошенных. В странах ЦВЕ и России наибольшую обеспокоенность вызывает неустойчивость валютного курса (62% и 53% соответственно) и невозможность финансировать рост (43% и 50% соответственно).
В качестве других препятствий на пути развития бизнеса российские топ-менеджеры отмечают нехватку квалифицированных кадров (67%) и неразвитость инфраструктуры (47%), тогда как среди главных угроз для роста своих компаний 54% руководителей во всем мире отметили ценовую конкуренцию, 53% - стоимость энергоносителей, 30% - терроризм.
Кроме того, опасения у бизнеса вызывает поведение потребителей. Почти половина респондентов обеспокоена тем, что кризис вызвал необратимые изменения в этом поведении. Большинство опрошенных отметили, что потребители будут придавать большее значение репутации компании в обществе (64%), будут тратить меньше и экономить больше средств (63%) или же интересы и предпочтения потребителей будут полнее учитываться при разработке новых продуктов и услуг (60%).
63% российских руководителей считают, что потребители будут обращать больше внимания на знакомые бренды, 50% уверены, что потребители будут тратить меньше и экономить больше средств или же интересы и предпочтения потребителей будут полнее учитываться при разработке новых продуктов и услуг (53%).
В то же время каждый четвертый руководитель считает, что кризис негативно сказался на отраслевой репутации компании. В банковском секторе и в секторе рынков капитала 61% руководителей отметили снижение доверия общества к их отрасли в целом.
Нужна ли помощь государства
Руководители крупнейших компаний мира недвусмысленно высказались в отношении такого препятствия на пути развития бизнеса, как чрезмерное регулирование: две трети руководителей компаний мира сошлись во мнении, что государство не снизило общее налоговое бремя.
Несмотря на то, что руководители крупных мировых компаний в целом негативно относятся к госдоли в частном секторе, почти половина респондентов согласна, что государственная собственность помогает стабилизировать положение в отрасли в период кризиса.
Интересно, что топ-менеджмент в автомобильной промышленности и банковском секторе (получивших значительную поддержку со стороны государства в период кризиса) наиболее благосклонно относится к государственной собственности в сложные времена.
При этом руководители компаний позитивно оценивают усилия государства, направленные на снижение системных рисков. 65% руководителей компаний в мире (по 63% в странах ЦВЕ и России) согласны с тем, что сотрудничество с государством может успешно содействовать их снижению.
Опубликовано Финмаркет
Материалы по теме
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.