.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Новое "лицо" торговли
.

29 декабря 2009 года 17:46

Новое "лицо" торговли

 1  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Спор, по каким правилам надо жить российской торговле, закончен. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о госрегулировании этой отрасли. Среди реалий 2010 года: ограничение "объемных скидок" в 10% от стоимости партии, ограничение рыночной доли в регионе в 25%, возможность для властей в крайнем случае регулировать цены на социально-значимые продукты
Москва. 29 декабря. IFX.RU - С февраля 2010 года российская торговля заживет по новым правилам. Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ".

Законом, в частности, вводится норма, ограничивающая приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае, если доля торговой сети в объеме реализации продовольствия составляет свыше 25% в границах субъекта РФ, городского округа или муниципального района.

Такое ограничение должно будет вступить в силу с 1 февраля 2010 года для торговых сетей, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, и с 1 июля 2010 года - для торговых сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.

Также в документе устанавливаются сроки оплаты за поставленный товар. Товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен не позднее, чем через 10 дней со дня приемки товара, от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей - не позднее 45 дней.

Кроме того, в документе установлено ограничение 10 процентами скидок, которые могут предоставляться при оптовой покупке продовольственных товаров. Размер вознаграждения, выплачиваемого оптовому покупателю, не может быть больше 10% от цены договора поставки. При приобретении социально значимых товаров даже такую скидку предлагается не предоставлять.

Правительству РФ предоставляется право для стабилизации розничных цен устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Данная мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта рост розничных цен на эти товары был 30 и более процентов.

Ритейлерам закон не слишком понравился. По мнению некоторых представителей торговли, он создает риск сужения ассортимента и роста цен и лишает сети и их поставщиков инструментов для работы друг с другом. Однако аналитики сочли, что опасения ритейлеров преувеличены. Есть мнение, что часть положений в принятой версии закона более благоприятны для развития розничных сетей, чем положения, присутствовавшие в первоначальном проекте закона.

Российские операторы розничной торговли активно настаивали на отмене или корректировке антимонопольной статьи закона (ограничение рыночной доли в регионе в 25%), которая может стать сдерживающим фактором развития торговых сетей в России.

А может, зря беспокоились? Определение торговой сети в финальной редакции с подачи администрации президента называет сетью совокупность двух и более объектов, находящихся под общим управлением или общим коммерческим названием, обратил внимание аналитик ФК "Открытие" Виктор Дима.

"Это предполагает, что сети, принадлежащие одному и тому же собственнику, но работающие под различными брендами как, например, "Пятерочка" и "Перекресток", которыми владеет Х5, могут, согласно закону "О розничной торговле", считаться разными сетями", - отмечает аналитик.

Шла нешуточная дискуссия и по части отмены бонусов, и по части сроков оплаты поставленного товара.

Например, главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис, отмечал в ходе согласования законопроекта, что ограничение сроков оплаты товаров и запрет на дополнительные платежи, не связанные с объемом поставок, приведут к росту розничных цен на товары. Он указывал на то, что сокращение отсрочек платежей поставщикам повысит зависимость ритейлеров от банковских кредитов и увеличит финансовые расходы за счет процентных ставок по ним. "С ростом издержек по кредитам сети будут оказывать давление на поставщиков для компенсации своих расходов и, в конечном итоге, это будет отражаться на цене", - заметил он. Запрет на бонусы, не связанные с объемом продаж, может возродить серые схемы - "ритейлеры не будут брать эти деньги официально, им будут носить в чемоданах", а от этого пострадают и сами сети, и поставщики, и бюджет, рисовал мрачные картины будущего глава X5.

А может, все не так страшно? В краткосрочном плане наиболее заметное влияние на финансовые показатели ритейлеров могут оказать, на взгляд аналитика ФК "Открытие" Виктора Дима, ограничения в отношении "условий погашения кредиторской задолженности" и бонусов. В то время как географическое ограничение доли рынка будет иметь долгосрочный эффект, считает он.

"Что касается нормы о бонусах, то мы не склонны драматизировать ситуацию, так как ритейлеры могут договориться с поставщиками о снижении закупочной цены. Кроме того, закон не запрещает заключать договор об оказании маркетинговых услуг", - считает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова.

Закон в целом преследует благую цель. Спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что он существенно изменит перераспределение прибыли в цепочке производитель-обрабатывающее предприятие-опт-розница. По его словам, "эти четыре участника должны иметь равные доли прибыли". К тому же, уверен Б.Грызлов, антимонопольная норма "будет приводить к конкуренции и существенно влиять на конечную розничную цену".

Жить в новых реалиях придется с 1 февраля 2010 года. Именно с этого дня закон вступит в силу. Договоры поставки, заключенные до этого времени, должны быть приведены в соответствие с ним в течение 180 дней.

Не исключено, что ритейлерам придется придумать новые методы выживания, если что-то в их бизнесе пойдет не так. Как указывал депутат Госдумы и совладелец сети "Седьмой континент" Владимир Груздев, "будут разработаны дополнительны программы и инструменты для сохранения эффективности бизнеса".


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
canis_erraticus    30.12.2009
Конечно, тов ГРЫЗЛОв, перераспределение прибыли произойдёт, но нагрузка на карман налохоплательщика нифига не изменится. Поскольку ценообразование у нас идет не от затрат, а от "хочу".

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.