.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Автопром-2020 оценили в 25 млрд евро
.

15 декабря 2009 года 17:54

Автопром-2020 оценили в 25 млрд евро

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Программа Автопром-2020 оценена в 25 млрд евро, часть этого бремени готово взять себя государство. Помочь нашему автопрому пробиться в лидеры предполагается не только за счет госфинансов. Программа Автопром-2020 предусматривает сокращение персонала и повышение пошлин на автокомпоненты
Российский автопром готовят к выживанию в условиях жесточайшей конкуренции. На это может понадобиться 25 млрд евро инвестиций. Минпромторг подготовил программу развития отрасли до 2020 года, где красной нитью проходит мысль о том, что российскому автопрому одна дорога - в лидеры. При этом далеко не все меры, которыми планируется подстегивать автопром к движению в светлое будущее, будут безболезненными.

В докладе замглавы Минпромторга Станислава Наумова, подготовленного для парламентских слушаний в Госдуме, состоявшихся во вторник, в частности отмечается, что при любом сценарии развития, полностью избежать сокращения персонала в автомобильной отрасли будет невозможно, поскольку Россия отстает по производительности труда от лидеров рынка не менее чем в 2-3 раза.

Целевые макроэкономические параметры Автопрома-2020 подразумевают долю индустрии в ВВП на уровне 2,38%, количество занятых непосредственно в автомобильной промышленности без учета вспомогательных производств и сферы обслуживания не менее 400 тыс. человек. Парк легковых автомобилей увеличится до 52 млн штук, а насыщение парка на 1000 человек населения к 2020 году достигнет уровня 363 автомобилей, при условии достижения параметров выбытия старых автомобилей на уровне 6% в год.

Миллиарды автопрома

Под программу-2020 уже определены объемы необходимых инвестиций. Минпромторг оценивает суммарную потребность автопрома РФ в инвестициях до 2020 года в 25 млрд евро (около 1,1 трлн рублей), следует из доклада

При этом инвестиции в развитие производства и НИОКР, по оценке ведомства, должны составить до 18 млрд евро (800 млрд рублей).

"Дополнительные 3,5 (154 млрд рублей) и 4 млрд евро (176 млрд рублей) соответственно, были рассчитаны для предполагаемой покупки компании за рубежом и необходимости финансирования дополнительного оборотного капитала с учетом роста объемов производства", - говорится в докладе.

В 3,5 млрд евро Минпромторг оценил потенциальную "задачу покупки иностранного игрока за рубежом" "КАМАЗом".

Инвестпрограмма "АвтоВАЗа" до 2020 года оценена Минпромторгом в 3,9 млрд евро (172 млрд рублей).

Минпромторг отмечает, что наиболее критичным являются инвестиции 2011 года, "когда за счет амбициозных программ группы "ГАЗ" и "АвтоВАЗа" доля инвестиций в продажах зашкаливает за 27%".

По оценке министерства, наиболее полно в сегменте легковых автомобилей план инвестиций проработан у "АвтоВАЗа", он предполагает не менее 3 платформ (Калина-Low Cost, В0 от Renault и С-класс), а также как минимум 12-14 моделей автомобилей и 3 силовых агрегата.

Общие инвестиции в развитие компонентой базы должны составить около 3,5 млрд евро (155 млрд рублей), которые планируется направить на создание производств ключевых компонентов: от систем шасси до бортовой электроники. Минпромторг подчеркивает необходимость инвестировать в два базовых передела в промышленности: производства прецизионных сварных труб, а также в создание современных мощностей по литью чугуна. "Эти два последних проекта не могут быть реализованы без участия государства - слишком велики сроки окупаемости", - отмечается в докладе.

Участие государства в реализации инвестпрограммы автопрома будет необходимо в размере около 1 млрд евро (44 млрд рублей) для выполнения НИОКР, инвестиции в трубы и "литейку" - 1,1 млрд евро (49 млрд рублей) (вплоть до 100% потребности в финансировании), а также в создание производства новых силовых агрегатов - 400 млн евро (18 млрд рублей, 50% потребности).

В целом, как отмечает Минпромторг, поддержка государства может коснуться не менее 50% инвестиционных затрат (или 6 млрд евро - 264 млрд рублей - в период с 2010 по 2015 годы), если принимать во внимание позицию Сбербанка, из которой следует, что без государственных гарантий или проектного финансирования «поднять» финансирование в таких объемах нашим предприятиям будет невозможно.

Помочь автопрому пошлинами

Только инвестициями государство не собирается ограничиваться. В ход могут пойти и уже испытанные протекционистские приемы в виде повышения ввозных пошлин. В данном случае речь может идти об автокомпонентах. Выступая в Госдуме, Станислав Наумов как раз и озвучил это предложение.

По его словам, импортные пошлины на ввоз готовой продукции - легковых, грузовых автомобилей в ходе обсуждения проекта стратегии развития автопрома РФ до 2020 года предлагается оставить на прежнем уровне. "Но мы предлагаем вернуться к вопросу введения пошлин на некоторые виды автокомпонентов", - заявил замминистра. По его словам, данная мера необходима для стимулирования развития производства автокомпонентов в России.

Ранее со ссылкой на источник в Минпромторге сообщалось о том, что министерство прорабатывает вопрос повышения пошлин на ввоз автокомпонентов в рамках промышленной сборки. Сейчас импортная пошлина на данные автокомпоненты нулевая.

Режим "промсборки" был введен в действие в 2005 году и обеспечил льготный режим для инвесторов, готовых создавать в РФ собственные производства автомобилей. Соответствующее постановление правительства обнулило или снизило пошлины на ввоз ряда компонентов в рамках соглашений компаний с Минэкономразвития, заключаемых сроком на 7 лет (для действующих предприятий) или на 8 лет (для создаваемых).

В конце октября Минэкономразвития на своем сайте опубликовало проект совместного с Минпромторгом и Минфином проекта приказа, вводящего количественные ограничения на импорт в РФ комплектующих для промышленной сборки автомобилей в случае, если предприятия не перешли от отверточного производства к полноцикловому.

Дать отдельную программу и денег на автокомпоненты

Озвученную Минпромторгом в Госдуме мысль уже оценил российский автопром в лице главы буксующего "АвтоВАЗа". Одним из посылов стало высказывание в уже известном для нашей экономики в целом, и для автоотрасли, в частности, духе: без финансовой помощи не обойтись.

На парламентских слушаниях глава автогиганта Игорь Комаров отметил, что необходимо на государственном уровне выработать программу развития автокомпонентных производств. "Это должна быть отдельная программа, которая будет предусматривать как техническое развитие, так и вопросы финансовой помощи, реструктуризации", - отметил глава "АвтоВАЗа".

По словам И.Комарова, в 2009 году "АвтоВАЗ" направит на обслуживание процентов по кредитам 6,5 млрд рублей. "Гораздо большие суммы по обслуживанию долга находятся на предприятиях по производству автокомпонентов", - заявил президент "АвтоВАЗа". Он отметил, что все эти суммы входят в себестоимость и цену продукции, которую приобретает автокомпания.

"Вопрос "АвтоВАЗа" мы решим, но вопрос автомобилестроения без отдельного стимулирования производства автокомпонентов решить будет сложно", - подчеркнул И.Комаров.

Конфигурация производства "АвтоВАЗа"

Совет директоров ОАО "АвтоВАЗ" принял решение о выделении на предприятии шести отдельных производств, сообщил Игорь Комаров. По его словам, для каждого производства будет найдена оптимальная форма деятельности. "Это может быть дочернее предприятие, СП с зарубежным производителем", - сказал президент "АвтоВАЗа". Он отметил, что в будущем эти компании должны быть ориентированы не только на "АвтоВАЗ", но и на автомобильную отрасль в целом.

Предполагается выделение металлургического производства, а также прессового, техносборочного, инструментального. Вопрос по остальным двум пока решается. Предполагается, что это будут стопроцентные "дочки" "АвтоВАЗа".

И.Комаров отметил, что выделение производств, возможно, произойдет уже весной, на данный момент ведется поиск инвесторов для создания совместных производств. "Реструктуризация позволит частично решить проблему преобразования моногорода Тольятти за счет диверсификации продуктового портфеля создаваемых предприятий", - пояснил президент "АвтоВАЗа".

В рамках взаимодействия с госорганами в этом вопросе "АвтоВАЗ" рассчитывает на расширение возможностей для привлечения госгарантий и отмену НДС для лицензионных договоров, приобретения технологий и ноу-хау.

Задиристый КАМАЗ

Не сидит сложа руки еще один российский автогигант. У КАМАЗа есть планы покупки производителя за рубежом, оценивающиеся в 3,5 млрд евро

У ОАО "КАМАЗ" есть планы по покупке иностранного производителя, говорится в докладе замминистра промышленности и торговли РФ Станислава Наумова.

"Особняком стоит задача покупки иностранного игрока за рубежом, инициированная "КАМАЗом" и оцененная в 3,5 млрд евро (154 млрд рублей). Очевидно, что поднять такое финансирование "КАМАЗу" в одиночку не под силу", - говорится в документе.

Вместе с тем, генеральный директор "КАМАЗа" Сергей Когогин уточнил в беседе с журналистами, что речь не идет о покупке какого-то конкретного иностранного игрока.

"Мы не говорим о чем-то конкретном, мы просто сказали правительству, что для нас есть только 2 варианта: либо купить компанию с рынками (сбыта), либо помочь российским компаниям-экспортерам бороться за рынки. Других вариантов быть не может", - заявил он.

Автокредитам - спецагентство

Есть еще идеи в поддержку автопрома. Президент "АвтоВАЗа" высказался за создание специализированного агентства по автокредитованию граждан. "Для стимулирования спроса частных лиц необходима масштабная госпрограмма стимулирования приобретения отечественных автомобилей в кредит", - заявил Игорь Комаров. Он отметил, что агентами такой программы должны быть банки с госучастием, которым государство будет компенсировать расходы на оформление и обслуживание кредита, а также будет гарантировать выкуп пулов закладных для автомобилей. "Для реализации этой функции может быть создано специализированное агентство", - отметил И.Комаров.

Коммерческих "старушек" на свалку

Государство беспокоясь о самочувствии автопрома, не оставляет без внимания и безопасность дорожного движения. В этой части Минпромторг предлагает ограничить эксплуатацию легковых автомобилей старше 25 лет с 2012 года, заявил Станислав Наумов. По его словам, такое предложение содержится в разрабатываемой Минпромторгом и Минэкономразвития РФ программе развития автопрома до 2020 года.

"Особое внимание экспертная группа уделила вопросам нетарифного регулирования. Предложены меры по ужесточению сертификации, а также возможно ограничение по срокам эксплуатации транспортных средств", - сказал С.Наумов.

По словам замминистра, предлагается ограничить эксплуатацию легковых автомобилей старше 25 лет с 2012 года, грузовых машин старше 20 лет - с 2012 года, автобусов старше 15 лет - с 2011 года.

Соответствующие поправки планируется внести в федеральный закон "О безопасности дорожного движения".

Как пояснили "Интерфаксу" в Минпромторге РФ, речь идее о запрете на эксплуатацию автомобилей и грузового транспорта, используемых в коммерческих целях.


Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.