.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
08 октября 2009 года 15:54
Автопром РФ: падение в два раза
0 |
Минэкономразвития прогнозирует, что в текущем году автопром РФ сократит производство более чем вдвое. По подсчетам министерства, выпуск автомобилей в 2009 году в России может упасть почти на 59%. Восстановление продаж отечественных легковых автомобилей Минэкономразвития ожидает с 2010 года.
Российский автопром в результате резкого сжатия спроса переживает в настоящее время серьезные проблемы. И хотя правительство РФ уверяет, что дня него поддержка тех отраслей, которые наиболее пострадали из-за снижения спроса (это, в частности, автопром и машиностроение в целом, а также жилищное строительство), по-прежнему остается актуальной, последним выкарабкиваться из глубокой ямы придется еще очень долго. Одной из мер стимулирования платежеспособного спроса на сегодняшний день является субсидирование покупки автомобилей. Помимо этого, росту спроса на отечественное авто должна поспособствовать программа компенсаций за утилизируемые автомобили.
По итогам текущего года Министерство экономического развития (Минэкономразвития) России ожидает сокращения производства легковых автомобилей на 58,9% и на 63,9% грузовых, по сравнению с 2008 годом. Таким образом, количество произведенных за год легковых авто составит около 604 тыс. машин, грузовых - 92 тыс. шт., говорится в прогнозе социально-экономического развития России на 2010-2012 годы, опубликованном на сайте ведомства. К 2012 году планируется, что производство составит 1,5 млн - 1,6 млн штук. "Резкого прорыва здесь нет. Это примерно в три раза меньше, чем те прогнозы, которые у нас были по емкости российского рынка, который оценивался примерно в 5 млн автомобилей", - заявлял ранее замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Как считают сейчас в Минэкономразвития РФ, усилить сокращение производства после 2009 года могут "низкая эффективность государственного стимулирования спроса на автомобильную технику", "отсутствие улучшений на рынке кредитования и лизинга", а также сокращение оборонного заказа в 2009-2010 годах.
Между тем, выпуск легковых автомобилей в РФ за 2008-2012 годы, по оценкам Минэкономразвития, уменьшится на 23,4-32,6%, до 1-1,13 млн авто в год, грузовых - на 39,6-47,8%, до 133-154 тыс. машин.
Что касается восстановления продаж отечественных легковых автомобилей, то ведомство ожидает его с 2010 года. Это произойдет за счет реализации отложенного спроса, так и благодаря господдержке (в первую очередь - увеличению госзакупок, а также субсидированию процентных ставок на покупку машин и покупки автомобилей взамен утилизации старых). В этот период также предполагается развивать выпуск машин на совместных предприятиях. В качестве примера приводится проект строительства завода ОАО "Соллерс" на Дальнем Востоке мощностью 15 тыс. автомобилей в год.
Прогнозируется также, что доля на рынке автомобилей, произведенных в РФ, по прогнозам Минэкономразвития "существенно увеличится", в первую очередь, в связи с протекционистской политикой (увеличением ввозных таможенных пошлин по некоторым видам техники). Предполагается, что доля импортных легковых автомобилей в 2008-2012 годы сократится в количественном выражении с 63% до 47% (в основном за счет развития сборочных производств), грузовых машин - с 41% до 25%.
Следует отметить, что по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России упали в I полугодии на 49% по сравнению с тем же периодом 2008 года, до 763,9 тыс. машин.
В свою очередь, Минпромторг рассчитает, что предпринимаемые меры господдержки российского автопрома должны привести к увеличению спроса на отечественные автомобили только через 2-3 года. "По нашим ожиданиям, где-то на горизонте 2-3 лет начнется рост приобретения автомобилей", - сказал в конце сентября заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов.
Помочь автопрому во что бы то ни стало
Приглядывать за упавшим в бездну российским автопромом поручено рабочей группе по развитию данной отрасли, возглавить которую доверено главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной и главе Минпромторга Виктору Христенко. Решение о создании данной группы было принято на прошедшем в минувший вторник заседании правительственной комиссии по обеспечению устойчивости развития российской экономики, рассматривавшей нынешнюю ситуацию в автопроме. Эта комиссия вместе со Сбербанком и другими банками должна разработать варианты оздоровления ситуации в автопроме, которые планируется обсудить на следующем заседании 10 ноября.
Тем временем, суммарный долг предприятий российского автопрома на сегодняшний день составляет 100 млрд рублей. Такую цифру ранее озвучил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Он уточнил, что это задолженность "всех предприятий отрасли, накопивших долги". По словам И.Шувалова, проблемы урегулирования долга российских автопроизводителей "будут решаться в совокупности с проблемами развития". Согласно плану, необходимые компаниям автопрома средства будут привлекаться через заемный капитал, в том числе с применением механизма госгарантий.
Особые надежды власти возлагают на внедрение программы утилизации. По мнению чиновников, она может обеспечить положительную динамику российскому автопрому. Однако сказать сейчас, каковы будут результаты в целом, пока сложно. Всего в бюджете 2010 года на реализацию программы по выкупу старых автомобилей заложено 10 млрд рублей. Такие цифры ранее привел министр финансов РФ Алексей Кудрин. Еще 20 млрд рублей будет направлено на закупку автомобильной техники для государственных нужд. Министр уточнил, что данные средства планируется выделить в рамках 70 млрд рублей, заложенных в антикризисный фонд.
Напомним, что Минпромторг РФ приступил к разработке программы по утилизации автомобилей старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства в конце августа. Предполагается, что при сдаче автомобиля в утиль потребитель получит ваучер (сертификат) номиналом 50 тыс. рублей, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме промышленной сборки.
Сейчас окончательная схема, по которой будут утилизироваться в нашей стране автомобили, дорабатывается в министерствах. В рамках данной программы предполагается строительство в разных регионах страны сразу нескольких точек, где будет проходить утилизация машин, чтобы они не поступили на вторичный рынок. Центры по утилизации планируется построить в Санкт-Петербурге, Москве, Московской области, Краснодаре, Самаре, Нижнем Новгороде. Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Минпромторга РФ, по предварительным расчетам в рамках реализации программы по утилизации автомобилей необходимо выкупить около 200 тыс. машин.
Для того чтобы помочь автопрому РФ, государство в будущем может также увеличить долю в проблемных компаниях этой отрасли. "Я не исключаю, что в проблемных компаниях автопромышленного сектора, оборонной промышленности может быть увеличение госдоли", - сообщил в конце сентября А.Кудрин. По его словам, госдоля может повыситься "в краткосрочный период - до двух лет". Однако потом эти компании будут опять выведены на рынок и приватизированы.
Редакция ИА "Финмаркет"
Опубликовано Финмаркет
Материалы по теме
- Автопром в простое
- "Льготные" авто: теперь полсотни
- Авторынок буксует до осени
- Минэкономразвития: продолжить начатое
- Августовский простой экономики
- Льготные автокредиты доехали до рынка
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.