- 1. Страх неопределенности. Индекс национального (не)приятия неопределенности (UAI) указывает, как общество реагирует на необычные ситуации с неясным исходом.
- В обществах с низкой степенью приятия неопределенности люди обычно чувствуют себя некомфортно в новой для них ситуации.
- Развивающиеся страны в целом в большей степени избегают неопределенности, чем развитые страны. Именно поэтому компании из развитых стран охотнее берут на себя риски. Это ценное качество в "мирное время", но именно это, вероятно, привело их страны к кризису.
- Лучше всего чувствуют себя в состоянии неопределенности компании и люди из США, Китая и Скандинавии.
- Предпочитают избегать неопределенности японцы, жители Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.
- Михет не анализировала компании из России, однако, согласно оценке , выложенной на сайте Центра Хофстеде, Россия относится к странам, ненавидящим неопределенность: индекс для нее составляет 95 из 100 (в США - 46 из 100).
- 2. Индивидуализм (IDV). Этот фактор определяет, насколько жители той или иной страны любят организовываться в иерархические структуры. Противоположный полюс - свободные системы, где люди заботятся главным образом о себе и своей семье.
- В развитых странах обычно практикуется второй тип отношений, в развивающихся - коллективизм. Пока не вполне ясно, является ли индивидуализм причиной успеха развитых стран в экономике или следствием этих успехов. Возможно, именно из-за роста благосостояния и сокращения неравенства потребность людей в иерархических организациях начала снижаться.
- Коллективизм, очевидно, помогает населению отсталых стран выжить. Однако при этом тормозит развитие экономики. Именно эту культурную особенность ученые считают, например, причиной высокой коррупции.
- Наиболее "индивидуалистичные" страны в мире - США и Канада, наиболее "коллективистские" и "иерархичные" - страны Азии, включая Китай. Россия с 39 пунктами находятся посередине вместе со странам Ближнего Востока и Японией.
- 3. Сила власти (PDI). Это параметр показывает, как далеко и глубоко в общество проникло воздействие "властной вертикали", и шире - как наименее сильные члены общества воспринимают существование и права наиболее сильных (неравенство). Чем выше этот параметр, тем легче общество воспринимает авторитарное правление и неравенство.
- У развивающихся стран этот параметр всегда выше, чем у развитых. Страны с высоким индексом обычно добиваются меньших успехов в экономике и хуже внедряют инновации.
- Самое низкое значение этого параметра в Европе - в Скандинавии и Великобритании. А одно из самых высоких в мире - в России (93 из 100).
- 4. Маскулинность (MAS). "Мужественные" общества имеют следующие культурные детерминанты - преклонение перед достижениями личностей, героизмом, принятие того факта, что достижения должны хорошо материально вознаграждаться.
- 4. "Женственные" общества отдают предпочтение взаимопомощи, скромности, заботе о слабых и качеству жизни всего общества.
- В развитых странах "маскулинность" чуть выше, чем в развивающихся.
- Этот параметр довольно высок и в США, и в Китае, и в южной Европе, особенно в Италии и на Балканах. Россия, одна из немногих, очевидно женского рода - 36 из 100 (в США - 62, в Великобритании - 66).
Как измерить склонность к риску Отдельно Михет измерила склонность к риску фирм из разных стран. Для этого она использовала три индикатора: 1. Индекс Z-score, который используют для определения вероятности банкротства компаний в течение ближайших двух лет. Индекс основан на определении достаточности капитала. 2. Стандартное отклонение рентабельности активов - показывает риски, связанные с волатильностью доходов компании. 3. Отношение расходов на исследования и разработки к рыночной капитализации компании. Михет построила модель, которая связала воедино все четыре особенности национальной культуры и три показателя "рискованной" деятельности компаний. Россия не любит рисковать Михет получила следующие результаты:
- Высокий уровень неприятия неопределенности снижает склонность компаний к риску. Компании из таких стран, как Япония (или Россия), боятся поражений, а компании из США или Китая, наоборот, верят в успех - именно поэтому они готовы брать на себя больше рисков.
- Индивидуализм увеличивает склонность компаний к риску. В психологической литературе индивидуализм связывают с чрезмерной уверенностью в себе и чрезмерным оптимизмом - этакий карикатурный портрет самоуверенного американского бизнесмена. Именно эти два фактора часто определяют решения, которые в компании принимает один человек.
- В России, если верить в выявленную Михет связь культуры и бизнеса, решения принимаются коллективно, а риски компании на себя не берут.
- Высокая "сила власти" (Россия здесь - чемпион) снижает склонность компаний к риску. Решения в подобных обществах часто основаны на традициях, сами общества жестко разделены на классы - с неизбежными скрытыми конфликтами между теми, кто имеет власть, и теми, у кого ее нет. Фирмы в таких условиях не готовы брать на себя риски.
- А вот "мужественность" практически никак не связана со склонностью к рискам.
- Чем больше размер компании и чем выше ее продажи, тем меньший риск она на себя берет.
- Чем меньше фирма, тем больше шансов на то, что она обанкротится, рентабельность таких компаний волатильна.
- Чем выше в обществе индивидуализм, тем выше качество государственного управления: в стране соблюдается главенство закона, правительство более эффективно, а коррупция ниже.
- Чем выше "сила власти", тем хуже управление.
- Чем выше качество институтов той или иной страны, тем охотнее компании из этих стран берут на себя риски.
- Особенно важную роль в политике компаний играет защита прав акционеров - чем лучше закон и общество защищают их, тем охотнее компании рискуют.
- С правами кредиторов - все наоборот: чем лучше они защищены, тем менее охотно рискуют компании.
- Коррупция и сегментация общества. Зависимость от власти элит и определенных традиций будет и дальше мешать компаниям брать на себя риски. Это затрудняет внедрение инноваций и прочую модернизацию.
- Решения в России принимаются коллективно, а компании, их руководители и простые граждане слишком сильно боятся провала. В итоге, они будут всячески пытаться избегать неопределенных ситуаций и всегда голосовать "за стабильность".
- Рентабельность российских компаний будет достаточно стабильной, они будут стремиться к укрупнению, но при этом мало инвестировать в исследования и разработки.