Новая антикризисная парадигма Ингосстраха в автостраховании базируется на старых традициях
-Игорь Сергеевич, когда и как почувствовали игроки на рынке автострахования "дыхание" финансового кризиса?
- Этот год распался на два различных периода, и водоразделом стал август. В первой половине года я выделил бы три следующие отличительные черты. Во-первых, на рынке автострахования были заметны игроки, которые продолжали осуществлять предпродажную подготовку своих компаний и с этой целью активно наращивали объем брутто-премий, стремились увеличить долю рынка. Ради этого они шли на выплаты комиссий по полисам автоКАСКО за гранью разумного и на ценовой демпинг, не слишком заботясь о том, что станет с портфелем набранных договоров в долгосрочной перспективе, поскольку такой перспективы и не планировали.
Вторым значимым фактором было присутствие бизнеса, связанного с автокредитованием, доля которого к середине года стала весьма внушительной в общем объеме заключенных договоров, особенно по новым иномаркам низкого и среднего ценового сегмента. Это была пора дешевых кредитных ресурсов, хороших доходов банков. Кредитное страхование в значительной степени определяло динамику продаж полисов добровольного автострахования.
В-третьих, в схеме сотрудничества с общим конечным клиентом, объединившей автодилера-банк-страховую компанию, доминирующую позицию заняли автомобильные дилеры, что оказало сильное воздействие на рынок автострахования.
По мере признания самого факта финансового кризиса в России и осознания его последствий рынок и его составляющие вошли в фазу динамичных перемен. Сентябрь прошли по инерции, банки работали с одобренными кредитными заявками, а дилеры - с предоплаченными заказами. Сентябрьского спада продаж иномарок не было, хотя наиболее грамотные дилеры фиксировали снижение новых заказов на покупку. Они склонны были объяснять это небольшой коррекцией рынка. Новый тренд обозначился позже.
- Когда же пришло осознание того, что происходит на самом деле?
- Переломным психологическим моментом стала информация об ограничении на кредитование на покупку автомобилей головных иностранных банков, направленных своим российским "дочкам". Источники дешевых денег иссякли, российские банки стали сворачивать кредитные программы сначала несколько стыдливо, затем открыто. Впервые за долгий период проявился отрицательный тренд в продаже новых иномарок, когда по итогам октября к сентябрю этого года было отмечено падение продаж на 5,7%. И это с учетом того, что осень традиционно считается периодом роста продаж автомобилей.
Теперь о сохранении в 2009 году роста продаж новых автомобилей говорят отъявленные оптимисты. Реалисты предполагают снижение продаж - до 15% по сравнению с итогами 2008 года. Следует учесть, что рост продаж легковых автомобилей в 2008 году по отношению к 2007 году уже корректировался в сторону понижения от 25%, ожидавшихся на конец сентября, до 18-20%.
- Какая корреляция между продажами новых иномарок и объемом заключаемых договоров по автоКАСКО?
Достаточно жесткая, хотя не совсем линейная, так как по каждой компании этот показатель будет зависеть еще от объемов пролонгации и ряда других факторов.
Снижение объемов прироста бизнеса КАСКО особенно будет заметно в регионах, где машины приобретались гораздо активней в кредит.
Сокращение количества проданных автомобилей - это только одна сторона медали. Вторая - снижение страховой суммы, поскольку средняя стоимость автомобиля уменьшится. Мы ожидаем перетока спроса покупателей автомобилей в сегмент более дешевых иномарок. Кроме того, автодилеры к концу года начинают проводить акции по распродаже автомобилей, подсчитав, что такие продажи со скидками все же выгодней, чем обслуживание товарных запасов.
По данным ряда экспертов, автодилеры располагают двухмесячным запасом непроданных автомобилей в 300 тыс. штук, очень неравномерно распределенных между марками.
Из рынка покупателя сегмент превращается в рынок продавца, где за каждого плательщика предстоит биться мировым брэндам. С исчезновением кредитного сегмента сузился круг покупателей.
Таким образом, складываются контуры новой картины рынка автострахования, которые отчетливо проявятся в I половине следующего года. Думаю, что мы столкнемся с кардинальной сменой фирменной структуры рынка (уменьшением количества компаний, усилением лидеров со взвешенной андерайтерской политикой), оптимизацией всех категорий расходов участниками рынка, утратой автодилерами доминирующей роли в партнерском треугольнике "дилер-банк-страховая компания".
- Может ли рынок автострахования надеяться на то, что в новых условиях игроки образумятся и откажутся от сверхвысоких комиссий?
- К сожалению, нет. В новой реальности для большинства страховых компаний, особенно с высокой долей договоров автострахования в общем портфеле, политика "предпродажной подготовки" первого полугодия сменяется стратегией выживания. Дело в том, что при замедлении темпов роста сбора премий инерционная кривая выплат, которая развивается отставанием примерно 2-3 квартала, начнет "догонять" сборы премий по автострахованию.
Добавьте к этому потерянные возможности получать инвестиционный доход от размещения временно свободных средств на фондовом рынке, а также исчезновение возможностей, обеспечиваемых прежде вложениями в недвижимость, поскольку этот рынок попросту встал.
Если же сборы начнут падать на фоне сформированного всем предыдущим портфелем темпа роста выплат, компании понадобятся те самые резервы, которые она формировала под выплаты по договорам автострахования. Ключевой вопрос: достаточны эти резервы? А вот если их нет, то для выживания есть два инструмента - ужесточить порядок выплат или стимулировать сбор премий всеми возможными средствами.
- Как отличить демпинг от искусства управления тарифом. На рынке распространяется информация о снижении "Ингосстрахом" тарифов по автоКАСКО, соответствует ли это действительности?
Попробую определить демпинг в страховании, как назначение тарифа ниже расчетной нетто-премии.
Не погружаясь в актуарные глубины, берусь утверждать, что правильный набор рисков и их достоверная оценка, в том числе в различных комбинациях, является основой андерайтерского благополучия компании.
40 лет в автостраховании, нет, уже скоро 50, позволили "Ингосстраху" накопить уникальную базу данных, которая в современном виде ведет отсчет с 1994 года.
Сбалансированный подход к тарификации позволял "Ингосстраху" обеспечивать устойчивое развитие при растущей доходности бизнеса. Начинающийся кризис, помимо борьбы за выживание, с нашей точки зрения, открывает отличные возможности для развития компании.
Традиционно рынок ожидает нахождение "Ингосстраха" в верхней части ценового диапазона предложений по автострахованию.
Поэтому осмысленное движение "Ингосстраха" к повышению ценовой конкурентоспособности вызывают реакцию, скрытую в Вашем вопросе.
Сохраняя верность принципам, уже 10 лет начертанных на знаменах "Ингосстраха": "Ингосстрах платит. Всегда.", мы думаем, что от этих перемен клиенты только выиграют.
Стратегии ухудшения условий выплат мы считаем ущербными. Ими, как правило, соблазняются не слишком опытные компании. Дело в том, что результаты опросов показали: плохо урегулированный убыток имеет аудиторию распространения сведений об этом 100 человек, а хорошо урегулированный - только 7-10. Для компании, которая работает 61 год, добрая память клиентов - это реальная ценность.
Демпинг осуществляется вообще в другой логике. В условиях кризиса здравомыслия у потребителей становится больше. Мы считаем, что клиенты в условиях кризиса, ориентирующиеся на минимальную цену, не являются целевым сегментом "Ингосстраха".
- Не будет ли сужаться при новой политике "Ингосстраха" перечень стандартных услуг?
- Нет. Продуктовый ряд выстроен, он не будет меняться. Пакеты дополнительных услуг сформированы, мы мониторим их качество. Более того, в пилотном режиме для клиентов, машины которых оснащены сигнализацией определенной конфигурации, мы в ближайшее время вводим бесплатно новую услугу, которая поможет в серьезных ДТП сохранить жизнь и здоровье водителя и пассажиров. В развитых странах такой сервис уже является национальным стандартом.
Мы начали активно продвигать услугу автоматического информирования чрезвычайных служб - МЧС и скорой помощи при возникновении серьезных ДТП. При столкновении с определенным ускорением подается сигнал о происшествии автоматически. Провайдер услуги связывается с водителем, а при отсутствии ответа с высокой точностью определяет место происшествия и обеспечивает вызов экстренных служб. Поверьте, в стране, где ежегодно гибнет около 30 тыс. человек в ДТП, это очень актуально. Статистикой установлено, что оказание помощи пострадавшим в "золотой час" - то есть сразу после катастрофы - на 80% увеличивает шанс сохранения жизни жертвам.
- Некоторые игроки решили в условиях кризиса предлагать франшизу и снизить тем самым стоимость полиса. Это эффективный путь?
- К сожалению, такие предложения в России работают на узкий круг опытных клиентов. Так что это не антикризисная панацея.
- Что, по наблюдениям страховщиков происходит с автодилерами в новых условиях?
- Исчезли очереди на покупку автомобилей. На подходе падение спроса на кузовной ремонт, снижение ремонтного потока, который по экспертным оценкам на 60% формируется страховыми компаниями, дилеры почувствуют в начале или весной следующего года.
В настоящее время мы оказываемся свидетелями того, что рынок продавца превращается в рынок покупателя. По некоторым оценкам, запас иномарок у автодилеров достиг 300 тыс. и сегодня это как минимум 2 месяца продаж. Битва брэндов за платежеспособного покупателя началась.