Поддержка рынку или ползучая деприватизация
Середина недели на российском рынке акций проходит под знаком преобладания негативных тенденций. Ведущий отечественный фондовый индикатор - индекс РТС к 16:00 мск потерял 1,63%, опустившись до уровня 581,97 пункта. Более заметное снижение продемонстрировал индекс ММВБ, падение которого составило 7,17% - до 537,66 пункта.
К этому часу акции "первого эшелона" демонстрируют фронтальное падение. Наиболее заметным оно является в секторе бумаг Сбербанка, "Норильского никеля", "Газпрома" и "Татнефти", потерявших в пределах 8,8-9,2%. Не столь заметными потерями отметились "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ", котировки акций которых снизились на 6,34% и 6,67% соответственно. Немногим более 6% составило падение по бумагам ВТБ. В пределах 4,5-5,5% снизились акции "Ростелекома" и "Газпром нефти". Лучше рынка в среду выглядит "Сургутнефтегаз", бумаги которого подешевели на 1,1%.
Основными причинами снижения на российском рынке акций является негативный внешний фон. На мировых фондовых площадках ситуация продолжает оставаться крайне напряженной. Несмотря на положительное закрытие американского фондового рынка (ведущие индикаторы - Dow Jones Industrial Average и NASDAQ Composite повысились на 1,8% и 0,1% соответственно), на азиатских и европейских фондовых площадках в среду преобладает снижение. В Азии большинство индексов по итогам дня показало снижение в пределах 0,6-1%, в то время как в Европе основная масса фондовых индикаторов к середине торговой сессии (16:00 мск) демонстрирует снижение в пределах 1,5-2%.
На товарных рынках основной интригой продолжает оставаться падение мировых цен на нефть на фоне сокращения спроса со стороны ряда потребителей. Стоимость январских фьючерсных контрактов на американскую индикативную нефть марки Light Sweet на NYMEX опустилась на 0,42% - до $54,53 за баррель, североморская индикативная марка Brent подешевела на 0,45% - до $51,67 за баррель.
Негативный внешний фон на данный момент создает основное давление на российский рынок акций. Причем падение на нем происходит, несмотря на оказываемую российскими властями поддержку. По словам главы Минфина РФ Алексея Кудрина, выступавшего сегодня на парламентском часе, в настоящее время около 90 млрд рублей направлены на покупку акций и облигаций российских эмитентов.
Это составляется примерно 18% общего объема Фонда национального благосостояния (ФНБ) (до января 2008 года он наряду с Резервным фондом образовывал так называемый Стабилизационный фонд), который по состоянию на 17 ноября составлял 1 трлн 672 млрд рублей ($61,16 млрд). Таким образом, государство направило на отечественный фондовый рынок уже более половины из выделенных 175 млрд рублей.
Однако пока это мало помогло. Российский рынок акций продолжает лихорадить, и те государственные средства, которые приходили на него (а в последнее время это было весьма заметно по динамике отдельных "голубых фишек", которые к завершению торговой сессии вдруг начинали стремительно расти), по большому счету рассасывались, не приводя к ожидаемому эффекту.
Более того, на фоне ухудшения ситуации на мировых фондовых площадках, что стимулировало продолжение процесса "бегства от рисков" со стороны инвесторов и способствовало продолжению падения на российском рынке акций, государственные деньги попросту "вылетали в трубу" на фоне обесценения активов, являвшихся основными объектами для скупки.
Тем не менее, российское правительство, и, в частности, министр финансов А.Кудрин не склонны отчаиваться по этому поводу, ожидая, что в течение нескольких лет доходность от инвестирования средств ФНБ в российские финансовые инструменты будет очень высокой.
Более того, в ближайшее время планируется институционализировать практику оказания помощи российскому фондовому рынку за счет государственных средств. По словам все того же министра финансов РФ, до конца года планируется разработать и внести в Госдуму законопроект о создании Федерального агентства по размещению средств Фонда национального благосостояния на фондовом рынке.
Как предполагается, для целей приобретения финансовых инструментов агентство будет нанимать профессиональных управляющих на тендерных условиях. "Они будут размещать средства фонда на рынке, сначала на внутреннем, а потом, может быть, и на внешнем", - цитирует слова министра "Интерфакс".
Однако в этой связи возникает вопрос, смогут ли профессиональные управляющие заниматься эффективным управлением. Ведь, как показывают результаты деятельности, к примеру, отрасли коллективных инвестиций, частные управляющие компании являются отнюдь не панацеей.
А в случае с ФНБ речь идет не о частных деньгах (в частности, деньгах клиентов тех или иных управляющих компаний), а о средствах налогоплательщиков. И их потеря (особенно учитывая объемы финансовых средств, которые направляются на рынок) сопряжена с большими рисками и проблемами.
Кроме того, в настоящее время никто из правительственных чиновников не смог дать вразумительного ответа на вопрос, зачем оказывать поддержку российскому фондовому рынку, вкладывая в него государственные средства.
В отличие от реального сектора экономики, который действительно нуждается в поддержке, в первую очередь, за счет предоставления относительно дешевых и длинных кредитов (в настоящее время этим в той или иной мере пытается заниматься ВЭБ), фондовый рынок, являющийся сферой так называемого фиктивного капитала, в принципе, не нуждается в особой поддержке со стороны государства. И закачивая в него значительные средства, государство на первый взгляд занимается ничем иным, как оказанием поддержки рыночным спекулянтам.
Однако все может оказаться не так просто, если принять во внимание тот факт, что, осуществляя покупки финансовых инструментов, государство увеличивает свою долю присутствия в акционерном капитале ряда компаний. В частности, того же "Газпрома", контрольный пакет акций которого формально по-прежнему не принадлежит государству (Росимущество владеет 49,113% акций газового монополиста, в то время как 0,89% находятся на балансе принадлежащего государству на 74,5% ОАО "Росгазификация", что в сумме дает 49,776%). И это отнюдь не единичный случай, учитывая еще деятельность ВЭБа, предоставляющего кредиты на залоговой основе (под акции).
Говорит ли это о начале деприватизации в России? Пока определенно нет. Но если ситуация на финансовых площадках в ближайшее время не стабилизируется, то доля государственного сектора неминуемо продолжит расти. И таким образом ответ на этот вопрос перейдет в риторическую область.