5 апреля. FINMARKET.RU - Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ
ВШЭ представил информационно-аналитический материал о потребительских настроениях населения России в 1-м квартале 2023 г. Обзор основан на результатах ежеквартального опроса потребителей (домашних хозяйств). Опрос проводился Федеральной службой государственной статистики во всех субъектах
РФ, в нем приняли участие 5.1 тыс. человек в возрасте от 16 лет и старше.
Индекс потребительской уверенности (ИПУ) в 1-м квартале 2023 г. повысился относительно предыдущего квартала на 5 процентных пунктов (п. п.). "Улучшение позиций ИПУ за один квартал сразу на 5 п.п. можно интерпретировать как ускоренную позитивную динамику", - отмечается в пресс-релизе ВШЭ.
Вклад в общий рост ИПУ внесли все пять частных индексов, являющихся его составляющими, динамика которых положительно скорректировалась. При этом наибольшую интенсивность установленных тенденций показали индексы, характеризующие оценки произошедших и ожидаемых изменений в экономике России.
- Индекс произошедших изменений личного материального положения в 1-м квартале т.г. по сравнению с 4-м кварталом 2022 г. вырос на 1 п.п.
- Индекс ожидаемых изменений своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев увеличился на 4 п.п.
- Индекс произошедших изменений в экономике России в I квартале т.г. вырос на 8 п.п.
- Индекс ожидаемых изменений в экономике России в краткосрочной перспективе вырос по сравнению с прогнозами в IV квартале на 7 п.п.
- Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос на 5 п.п.
В 1-м квартале т.г. все три анализируемые группы респондентов, принимающих участие в ежеквартальных опросах Росстата о потребительских настроениях населения, солидарно продемонстрировали рост Индекса потребительской уверенности. Наибольший положительный вклад в рост ИПУ среди трех наблюдаемых возрастных групп внесла молодежь в возрасте 16-29 лет.
- Наиболее позитивная динамика была характерна для молодежи в возрасте 16-29 лет, где общий ИПУ по сравнению с 4-м кварталом прошлого года улучшился сразу на 10 п.п., поднявшись до значения (-13%).
- Итоговые значения ИПУ для средней (30-49 лет) и старшей (50 лет и больше) возрастных групп в 1-м квартале т. г. составили (-17%) и (-19%) соответственно.
Также отмечается, что впервые за последние три года по итогам 1-го квартала 2023 г. Россия вошла в первую половину рейтинга по уровню потребительских настроений среди европейских стран.
"За последний год существенно ухудшились потребительские настроения практически во всех странах ЕС. Самый значительный спад наблюдался в Венгрии, Швеции и Португалии, где ИПУ в феврале 2023 г. относительно февраля 2022 г. снизился на 30, 20 и 19 п.п. соответственно.
Следует обратить внимание, что в рейтинге 25 стран Россия, примерно за последние 3 года (2019 - I полугодие 2022 г.) постоянно входила в пятерку стран-аутсайдеров по значению ИПУ. Однако в I квартале т.г. Россия переместилась на десятое место, войдя в первую половину рейтинга", - пишут аналитики ВШЭ..
.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.