.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
20 сентября 2017 года 10:30
На рынке госзаказа доминируют 3% крупных поставщиков
0 |
Станислав Красильников /ТАСС
20 сентября. FINMARKET.RU - В российской системе госзакупок на долю 3% поставщиков приходится 80% стоимости всех госконтрактов. Таковы данные исследования "Атлас контрактной системы", проведенного Центром стратегических разработок (ЦСР).
Как показал проведенный анализ, в 2016 году примерно 8,8 тыс. хозяйствующих субъектов законтрактовали более 4,4 трлн рублей. Это значит, что 2,98% от всех работавших в госзаказе поставщиков привлекли 80% стоимости всех контрактов.
Доминирование крупных поставщиков свойственно всем субъектам РФ. Доля доминирующих компаний варьируется с 2,05% от общего количества поставщиков, работающих в московском регионе, до 12,86% - в Северной Осетии. Для рынка госзакупок характерна централизованная модель исполнения контрактов. Медиана в 5% подтверждает: в регионах госзаказ концентрируется у крупных поставщиков, отмечается в исследовании.
Гарантом добросовестной конкуренции на рынке были и остаются процедуры торгов - аукционов, конкурсов и запроса котировок. Однако сейчас, отмечается в исследовании ЦСР, конкурентные процедуры отбора девальвируются, трансформируясь в квазиторги. Вне зависимости от причин, по которым имеют место квазиторги, они подменяют публичное состязание серыми технологиями борьбы за долю на рынке. Контракты, заключенные в 2016 году по итогам несостоявшихся торгов, в целом по РФ, составляют 34% от общей суммы контрактов, зарегистрированных за этот период в ЕИС. Их совокупная стоимость превысила 1,8 трлн рублей. Вклад квазиторгов в общие итоги монополизации госзаказа - прямой и крайне высокий. Коэффициент корреляции между двумя массивами данных составляет единицу.
Что касается субъектов РФ, то большинство регионов демонстрирует высокие и очень высокие показатели несостоявшихся торгов. При учете всех заказчиков, работавших на территории, в 26 субъектах РФ стоимость контрактов по итогам несостоявшихся торгов превышает 50% от общей стоимости контрактов. А при учете контрактов только региональных и муниципальных заказчиков рубеж в 50% оказывается превышенным уже у 31 субъекта РФ.
Несмотря на то, что процедуры торгов чрезвычайно важны для развития контрактных отношений, это не значит, что они уместны при любых закупках. Торги должны тщательно готовиться и проходить при обязательном участии ожидаемого множества претендентов на заключение контракта. Несостоявшиеся торги недопустимы как класс.
Закупки у единственного поставщика, или прямые закупки, имеют право на существование и практикуются во всех, даже самых высоко конкурентных системах публичных закупок. Между тем их зона, как правило, четко очерчена. В российской контрактной системе широкий список и большой объем закупок у единственного поставщика означает, что этот способ применяется "от обратного", т. е. служит альтернативой неуместным торгам. А поскольку с торгами происходит настоящая беда, объем прямых закупок растет год от года, отмечают эксперты.
Однако распределение по субъектам Российской Федерации показателей единственного поставщика идет очень неравномерно. На территории примерно половины субъектов закупки у единственного поставщика проходят в фоновом режиме и варьируются от 5,64% до 20%. Тогда как у ряда регионов стали чуть ли не одним из главных способов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральный центр в лице своих заказчиков, работающих в субъектах РФ, не оказывает кардинального влияния на региональные контрактные системы, говорится также в исследовании. У заказчиков, живущих и работающих вместе, на одной территории, формируются сходные режимы закупок. Инвестиционный и деловой климат на местах определяют сами субъекты РФ. Региональные и муниципальные власти и их заказчики несут ответственность за итоговые показатели контрактации. Федеральные заказчики, работающие в регионах, в целом работают по принятым на территории правилам.
Опубликовано Финмаркет
.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.