.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Регионы наращивают долги и теряют налогоплательщиков
.
17 февраля 2014 года 06:20

Регионы наращивают долги и теряют налогоплательщиков

 0  
РИА Новости, Александр Кряжев
РИА Новости, Александр Кряжев
Масштабы бюджетного кризиса в российских регионах становятся понятней: в прошлом году дефицит их бюджетов вырос в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, сборы налога на прибыль упали на 13%, долги увеличились почти на треть, расходы на их обслуживание - на 22%. Лучше в этом году не станет, уверены опрошенные "Финмаркетом" эксперты
Москва. 17 февраля. FINMARKET.RU - Самым удивительным сюрпризом итогов исполнения региональных консолидированных бюджетов за 2013 год стал рост инвестиционных расходов.

После трех кварталов отставание от показателей 2012 года по статье "Национальная экономика" составляло около 10%. Регионы все больше тратят на зарплаты и все меньше на развитие, сетовали экономисты. Но инвестиционные расходы в IV квартале 2013 года оказались неожиданно более значительными, чем в предыдущем году, и выросли на 8%. Других хороших новостей в опубликованной на сайте Минфина итоговой информации по 2013 году найти не удалось.

Удвоение дефицита

  • Совокупные доходы консолидированных бюджетов регионов в 2013 году в абсолютном измерении выросли всего на 1,7% по сравнению с предыдущим годом, то есть в реальном измерении, с учетом инфляции, стали меньше. Расходы стали больше на 6,0%.
  • У 28 регионов доходы снизились даже в абсолютных цифрах: в Тюменской области (без округов) - на 28%, в Новгородской области - на 19%, в Чечне - на 16%.
  • Общий дефицит бюджетов регионов в 2013 году вырос по сравнению с предыдущим годом в 2,3 раза - до 640 млрд руб., или с 3,5% до 7,8% доходов субъектов федерации.
  • В прошлом году лишь 6 регионам удалось полностью покрыть свои расходы за счет доходов. Их совокупный профицит составил менее 27 млрд руб. Остальным 77 регионам не хватило...666 млрд руб.
  • В 2012 году расходы превышали доходы у 67 регионов. Совокупный дефицит их бюджетов был равен 355 млрд руб., а у 16 регионов доходы были больше расходов на 76 млрд руб.
  • Наибольшим дефицит в 2013 году сложился не у самых слабых территорий: 52% он составил у Чукотки, 26% - у Тюменской области (без учета округов), 23% - у Краснодарского края, 22% не хватило Новгородской области.
  • Налог на убыль

    Главная причина проседания бюджетных доходов регионов - сокращение поступлений по налогу на прибыль. Обычно он дает им примерно треть от доходов. В прошлом году его поступило на 13,1% меньше, чем в 2012. Правда, во втором полугодии ситуация, возможно, начала выправляться: за январь-август отставание от показателей того же периода 2012 года было существенно сильнее – 19,7%.

    Примечательно, что в федеральный бюджет, куда идет 10% от общей суммы налога на прибыль, собрано всего на 6,4% меньше, чем в 2012 году.

  • Налога на прибыль собрано в этом году меньше в 67 регионах: в Карелии и на Чукотке - сразу на 58% меньше, в Ингушетии - почти вдвое меньше.
  • Кроме Вологодской области, где сбор налога снизился на 45%, среди других наиболее сильно пострадавших от сокращения прибыли бюджетоформирующих металлургических производств есть Кемеровская и Белгородская области, а также Хакасия и Иркутская область.
  • Несмотря на весьма высокие цены на нефть, в 2013 году стали резко проседать доходы нефтегазодобывающих регионов: в Ямало-Ненецком округе налога на прибыль собрано на 41% меньше, чем в 2012 году, в Тюменской области - на 38%, в Ханты-Мансийском - на 22% меньше.
  • В 16 регионах налога на прибыль собрано больше, чем за год до этого, но в 6 из них - в пределах инфляции. При этом почти в полтора раза больше его поступило в бюджет Сахалинской области, на треть больше – в бюджеты Еврейской области и Кабардино-Балкарии.
  • Почти на 15% его больше оказалось в бюджетах Карачаево-Черкесии и Санкт-Петербурга (в Москве – на 11% меньше).
  • Доходы граждан и "мертвые души"

  • Сборы остальных налогов росли весьма убедительными темпами. На 10,5% больше собрано НДФЛ. Причем в Дагестане и Ингушетии поступления этого налога выросли на четверть. Необъясним провал в Калмыкии – сразу вдвое меньше.
  • Почти на 15% больше досталось регионам налогов на имущество (в том числе транспортного налога, налога на землю).
  • На 11% выросли сборы акцизов (на алкоголь, моторное топливо).
  • Вопреки ожиданиям, почти на 8% больше собрано налогов на совокупный доход. В Москве этих налогов собрано на 16% больше, в Санкт-Петербурге - на 12%. Это те налоги, которые платит малый бизнес, массово закрывавшийся в начале 2013 года в ответ на попытку поднять для них страховые платежи.
  • Очевидно, оказались близки к истине заявления руководителей ФНС и ПФР, что ликвидировали регистрацию в основном те предприниматели, которые не вели реальной деятельности и не платили налогов.
  • Зато по этому налогу просели все республики Северного Кавказа и примкнувшие к ним Еврейская АО и Смоленская область. В частности, на 8% меньше его поступило в бюджеты Кабардино-Балкарии и Чечни, на 3% - Дагестана.
  • Дотационный маневр

    Еще одна причина сокращения бюджетных доходов многих регионов - решение Минфина урезать им безвозмездные поступления: дотации, субсидии, субвенции и другие межбюджетные трансферты. Их сумма снизилась на 3,9%. Но сокращение было крайне неравномерным. Логика маневра Минфина прозрачна: деньги забрали у сильных регионов и отдали слабым.

    © "Финмаркет"

  • Шестерка профицитных бюджетов прошлого года: Санкт-Петербург, Московская область, Республика Алтай, Камчатский край, Карачаево-Черкесия и Чечня, - на самом деле, свели доходы с расходами только за счет безвозмездных поступлений с федерального уровня. Им было выделено в разы и даже на порядки больше, чем у них осталось по итогам года.
  • В целом помощь федерального бюджета регионам в прошлом году сократилась почти на 66 млрд - до 1 613 млрд руб. Но для 25 регионов она выросла. Наиболее весомым стало увеличение федеральной поддержки для бюджетов трех дальневосточных регионов, пострадавших летом от наводнения: у Амурской области безвозмездные поступления в итоге обеспечили 53% доходов бюджета; у Еврейской области - более 60%, в Хабаровском крае - почти треть.
  • Больше стали получать Калмыкия и Дагестан, у которого прибавка помощи федерального центра стала самой большой в абсолютном измерении - почти на 40 млрд руб. В итоге в 2013 году республика Рамазана Абдулатипова получила из Москвы более 97 млрд руб., что обеспечило 79% доходов ее консолидированного бюджета (третий показатель среди регионов). Размер бюджета республики за год вырос на 54%.
  • Примечательно, что среди лидеров по увеличению масштабов федеральной поддержки оказался газодобывающий Ямало-Ненецкий округ: он получил почти на 5 млрд руб. больше, чем в 2012 году; доля федеральной помощи выросла до 16% бюджета региона.

  • В десятке субъектов, кому федеральная помощь в прошлом году была заметнее всего урезана, преобладают самые сильные регионы: в частности, обе столицы (Москве перечисления срезали почти на 42 млрд руб.); Краснодарский край (на 37 млрд меньше), Московская область (на 21 млрд руб.). Так же поступили с Тюменской областью, Татарстаном.
  • На четвертом месте по снижению безвозмездных перечислений оказалась Чечня: в прошлом году она получила на 13,2 млрд руб. меньше; но федеральная помощь все равно на 81% формирует республиканский бюджет. Больше только у Ингушетии – 85%.
  • Вопреки существующему стереотипу, наибольшую поддержку в подушевом измерении из федерального центра получают не северокавказские республики, а регионы Дальнего Востока: Камчатка - 118 тыс. руб. на человека, Чукотка - 106 тыс. руб., Магаданская область - 83 тыс. руб. Чечня и Ингушетия - только на 11 и 12 местах (40 тыс. и 39 тыс. руб. на человека соответственно). Даже Ямало-Ненецкий округ получил из федерального бюджета по 41 тыс. руб. на каждого своего жителя.
  • © "Финмаркет"

    Все деньги на указы

    По итогам года бюджетный маневр на региональном уровне оказался довольно неожиданным. Губернаторы старательно исполняли майские указы президента, повышали зарплату в сфере образования. Эта статья стала наиболее динамично растущей в 2013 году.

  • Расходы на образование выросли почти на 15%. А это самая крупная статья расходов в регионах - четверть всех бюджетных трат: 2,3 трлн руб.
  • Но в некоторых субъектах она значительно больше: в Дагестане по итогам года расходы  на эту сферу достигли 43% консолидированного бюджета республики; более трети бюджета поглощает она в Удмуртии, Забайкалье, Иркутской области (в Москве - 18%).
  • Не забывали в регионах и национальную безопасность: на нее выделено на 13% больше, но после передачи всей полиции на федеральный уровень расходы в регионах по этой статье невелики - всего 107 млрд руб.
  • А вот вторая по объему статья расходов регионов – национальная экономика - неожиданно вышла по итогам года в плюс: прибавка составила почти 8% (по итогам трех кварталов 2013 года они были на 10% меньше показателей соответствующего периода предыдущего года).
  • Но в 22 регионах они все же снизились: на Ямале – на 27%, в Приморье – на 23% (стройка на острове Русском завершилась), в Тюменской области – на 20%, в Татарстане – на 19% (Универсиада тоже прошла). Настораживает, что на 15% их меньше стало в Дагестане.
  • Сэкономили регионы на здравоохранении: оно обошлось на 8% дешевле, чем в 2012 году. В Чечне расходы снизились сразу на 33%, в Тамбовской области – на 31%. Объясняется это тем, что теперь многое передано федеральному и региональным фондам медицинского страхования.
  •  

    © "Финмаркет"

    Жизнь в долг

    Долги регионов росли в прошлом году стремительно.

  • Данных о фактическом объеме госдолга регионов на 1 января 2014 года пока нет. Но по итогам 11 месяцев 2013 года они стали на 28% больше, чем за год до этого. В Ямало-Ненецком округе задолженность бюджетов выросла в 12 раз (до 18,4 млрд руб.), в Хабаровском крае и Приморье – в 4 раза, в Ингушетии и Санкт-Петербурге – втрое.
  • Ханты-Мансийский округ и Московская область вдвое снизили размеры своих долгов. Подмосковье за счет этого смогло переместиться со второго места по абсолютному размеру долга среди российских регионов в позапрошлом году на четвертое в 2013. На первом - Москва, ее долг практически не изменился - 193 млрд руб.
  • В среднем по России региональные и муниципальные власти набрали по 10,4 тыс. руб. долгов на каждого гражданина. Но житель Чукотского округа обременен 262 тыс. долга, Ямало-Ненецкого округа - 34 тыс. руб., Мордовии - 31 тыс., Белгородской области - 25 тыс. на каждого. Самый низкий долг в Пермском крае - 210 руб. на человека.
  • Вслед за долгами растут и затраты на их обслуживание. За год они стали больше на 22%. Это пока не очень крупная – 91 млрд руб. по всем регионам, но самая динамично увеличивающаяся статья. Ямало-Ненецкий округ стал тратить по ней в 114 раз больше (0,8 млрд руб.), в Ингушетии – в 7 раз, в Хабаровском крае – в 6 раз больше.
  • Галина Курляндская, Центр фискальной политики

    "Статья "Национальная экономика" - это прямое сливание бюджетных денег в коммерческие организации, в основном в виде внесения средств в уставные капиталы, и не только государственных или муниципальных предприятий, но и АО с госучастием.

    Очень увлекаются строительством физкультурно-оздоровительных комплексов, которые потом требуется содержать. На условиях государственно-частного партнерства в них никто не идет. За бюджетные деньги строили кирпичные заводы, предприятия по производству стройматериалов и т.п. Кроме того, это поддержка сельского хозяйства, средства на общественный транспорт, дороги (расходы на которые регионы не могут сократить, так как для их финансирования существуют целевые дорожные фонды).

    Проблема в том, что увеличиваются расходные обязательства, которые им навязаны майскими указами. И эти расходные обязательства уже никогда не снизятся, они кумулятивно будут расти. Это совершенно тупиковая ситуация.

    Основные госинвестиции разнесены по отраслевым разделам: образованию, здравоохранению и т.д. Все госинвестиции – это самые коррупционноемкие статьи расходов.

    Я всегда надеялась на кризис, когда их можно было бы сократить. В тучные годы невозможно понять, какие доходы эффективны, какие нет. Как только кризис - все интуитивно чувствуют, какие расходы необязательны, и их сокращают. Можно представить эффективность этих расходов, если значительную их часть вбухали в IV квартале.

    Механизм представления федеральных трансфертов суммарно меняется в пользу выравнивания бюджетной обеспеченности. Плюс происходит компенсация выпадения налога на прибыль в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков. Скорее всего, с этим связано резкое падение сборов этого налога в Ямало-Ненецком округе и увеличение ему трансфертов.

    Было бы не так тревожно, если бы долги регионов росли только из-за снижения доходов, а им надо было бы финансировать обязательства, набранные в тучные годы: возобновится рост - они вернут эти долги. Но проблема в том, что увеличиваются расходные обязательства, которые им навязаны майскими указами. И эти расходные обязательства уже никогда не снизятся, они кумулятивно будут расти. Это совершенно тупиковая ситуация. За счет чего регионы будут погашать долги, не ясно".

    Денис Соколов, директор Центра социальных и экономических исследований регионов

    "Сокращение поступлений налогов на совокупный доход на Северном Кавказе связано скорее всего с тем, что там малого бизнеса существенно больше, чем в других регионах страны. Но он там очень мелкий, работающий на грани выживания. Его мог использовать для минимизации налогов теневой бизнес. Поэтому когда в начале года для легального сектора попытались поднять страховые взносы, бизнес вовсе ушел в тень. Позакрывалось почти все, это просто заметно. В Санкт-Петербурге в неформальной экономике занято 2,5% населения, в Московской области - 10%, а в Дагестане - 50%.

    Официальные данные по бюджетным тратам не очень прозрачны. Трансферты, которые поступают в Чечню из федерального бюджета, и те, что реально там расходуются по различным федеральным целевым программам, могут различаться в разы.

    Мощная прибавка безвозмездных поступлений в Дагестан в 2013 году связана со сменой президента в республике, пришел Рамазан Абдулатипов. Было много идей и реформ, под которые дали дополнительные деньги на развитие. Вряд ли в этом году Минфин даст столько же денег, потребует отдачи от прошлогодних инвестиций. А отдачи нет. Значительная часть этих денег пошла не на инвестиции, а на зарплаты бюджетникам. Отсюда рост сбора НДФЛ.

    Это может быть еще одной причиной ухода малого бизнеса в тень. Возникает очень серьезная конкуренция зарплат в бюджетном и в коммерческом секторах - строительстве, мелком производстве. У бизнеса кроме проблем со сбытом и инвестициями возникает еще одна - с рабочей силой.

    В Дагестане сильно сократился строительный сектор. Парадоксально, но связано это может быть с попытками разрушить старые, насквозь коррупционные схемы; легальные оказались сложнее и неработоспособнее. После ареста мэра Махачкалы Саида Амирова полностью развалилась система выдачи разрешений на строительство в столице республики. А до этого в Дагестане были одни из самых низких цен на жилье - от 10 тыс. руб. за квадратный метр.

    Официальные данные по бюджетным тратам тоже не очень прозрачны. Трансферты, которые поступают в Чечню из федерального бюджета, и те, что реально там расходуются по различным федеральным целевым программам, могут различаться в разы. Та же история с Пенсионным фондом, средствами на инвалидность, материнский капитал: для северокавказских республик это почти второй бюджет. Причем от 30% до 50% - это приписки и коррупционная составляющая. Но доказать это очень сложно".


    Опубликовано Финмаркет
     
    .


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .