.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Минфин предлагает сэкономить минимум 1,6 трлн рублей за три года на финансировании экономики, пенсионной системы, соцполитики - и даже на нацобороне
.

14 марта 2013 года 08:49

Минфин предлагает сэкономить минимум 1,6 трлн рублей за три года на финансировании экономики, пенсионной системы, соцполитики - и даже на нацобороне

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Обзор российской прессы: Минфин подготовил план укрощения расходных аппетитов ведомств; по новой пенсионной формуле накопительная часть пенсии станет добровольной; дробить бизнес ради налоговой оптимизации могут разрешить; любимый российским бизнесом кипрский офшор ради кредита от Европы и МВФ начинает идти на уступки, главная из которых - повышение налогов
Бюджет исследуют на прогиб

Новые предложения Минфина по укрощению расходных аппетитов ведомств, представленные вчера главой ведомства Антоном Силуановым, фиксируют более жесткую ситуацию с доходами бюджета вплоть до 2016 года, пишет "Коммерсант", которому стали известны предложения министерства, впервые озвученные .в среду на очередном бюджетном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева.

Ведомство предлагает "оптимизировать" расходы бюджета на 2014 год на сумму не менее 286,9 млрд руб., на 2015 и 2016 годы предложена еще более масштабная "оптимизация" — на 533,51 млрд руб. и 779,51 млрд соответственно. В лидерах предлагаемых сокращений названы финансирование отраслей экономики и госзакупки. Также экономить предложено на финансировании пенсионной системы, социальной политики — и даже на национальной обороне и содержании госслужащих.

Наиболее серьезная экономия ожидается от изменения настроек пенсионной системы — от 102,6 млрд руб. в 2014 году до 557,5 млрд руб. в 2016 году.

Госзакупки в следующем году могут сократиться на 66,9 млрд руб., примерно на том же уровне сокращение расходов должно распространиться и на 2015-2016 годы.

Финансирование отраслей экономики должно за три года оскудеть на сопоставимые 63,6 млрд руб. в год. Прежде всего под экономией Минфин подразумевает замещение бюджетных средств в инвестициях на инфраструктурные проекты и отказ от субсидирования железнодорожных перевозок дальнего следования.

Существенная "оптимизация" запланирована и для национальной обороны — объем сбереженных бюджетных средств вырастет с 15 млрд руб. в следующем году до 32,6 млрд руб. в 2016 году. Здесь речь идет прежде всего об увеличении срока выхода военных на пенсию. Но Минфин не исключает сдвиг на следующую трехлетку сроков начала реализации отдельных мероприятий госпрограммы вооружения.

Государственное управление государственной и гражданской службой в ближайшие три года предлагается оптимизировать равными долями по 10,8 млрд руб. Сокращения расходов Минфин собирается добиться, снижая ассигнования на медицинское и санаторно-курортное обслуживание. Также могут пострадать и субъекты РФ, которым госкорпорация "Фонд ЖКХ" на условиях софинансирования из региональных бюджетов перечисляет средства на переселение граждан из аварийного жилья. Эти расходы в размере 68,25 млрд руб. предлагается сдвинуть на 2016-2017 годы.

Теперь правительство будет определяться с параметрами оптимизации, и судьба этих расчетов зависит от тех приоритетов, которые будут выбраны.

Страсти по пенсии

Суть новой концепции пенсионной формулы в том, что накопительная составляющая будущей пенсии становится добровольной, сообщил министр труда и социальной защиты России Максим Топилин в интервью "Российской газете", опубликованном в четверг.

"Наше ключевое предложение в том, чтобы накопительная составляющая, которая сейчас является обязательной по законодательству для всех людей, родившихся после 1967 года, стала добровольной. А вот в солидарной системе при этом все должны быть в одинаковых условиях. Не должно быть так, что кому-то разрешено участвовать больше, а кому-то - меньше", - подчеркнул М.Топилин. Он уточнил, президент РФ Владимир Путин "поддержал наше предложение".

"Теперь человек может выбрать: 4% от пенсионного тарифа перевести в накопительную систему или в солидарную. Если он выбирает накопительную систему, то в солидарной его права должны уменьшаться", - добавил глава Минтруда.

Он также пояснил, почему возникла необходимость менять пенсионную формулу: "Потому что действующая, на наш взгляд, не отвечает сути пенсионной системы в нашей стране. У нас система солидарная с элементами накопительной. А существующая формула фактически накопительная. И у нас объективно "разъезжается" распределение собранных взносов с теми обязательствами, которые мы должны обеспечивать по принципу солидарной системы".

В итоге нынешняя формула, по словам М.Топилина, "приводит к дефициту пенсионной системы, что важно для выплат сегодняшним пенсионерам, и к неопределенности с точки зрения возможности формирования прав на будущее - это касается тех, кому до пенсии пока далеко".

Министр также пояснил, как изменится схема начисления пенсий, уточнив, что "в первую очередь нужно сбалансировать вход в систему".

"Сейчас право на получение обычной страховой пенсии имеет человек, который проработал минимум пять лет. Ни в одной стране мира такого нет. И такая система не может быть сбалансирована. Мы планируем поэтапно увеличить стаж до 15 лет, прибавляя в год по году. То есть к 15-летнему стажу, дающему право на получение трудовой, а не социальной, пенсии, мы придем в течение десяти лет. По нашим расчетам, более 90% россиян, выходящих на пенсию, 15 лет стажа имеют. Поэтому, казалось бы, такое существенное увеличение в три раза на самом деле вполне посильно и реально, тем более что это будет не завтра", - констатировал он.

Новая пенсионная формула, отметил министр, настроена на то, чтобы люди имели нормальный легальный стаж работы и стремились иметь нормальную заработную плату. Минтруд вместе с экспертами предлагает ввести правило: даже если работодатель платит работнику минимальную зарплату, взносы за него в Пенсионный фонд он должен платить не с одного, а как минимум с двух МРОТ. Помимо эффекта в пенсионной системе это должно привести к увеличению зарплат и к их легализации, полагает министр

М.Топилин особо подчеркнул, что все эти изменения не коснутся тех, кто уже получает пенсию.

Скептики критикуют, что разработчики пенсионной формулы слишком завязали на экономическую обстановку - грянет кризис, упадут цены на нефть и стоимость "баллов", на которых будет построена система, будет снижена

Автор концепции формулы, замдиректора Института социального анализа Юрий Горлин заявил в интервью "Московскому комсомольцу", что "если упадет цена на нефть, никакая формула ничего гарантировать не сможет".

"Согласно прогнозам Минэкономразвития, никаких существенных проблем в течение 30 лет не будет. До 2030 года стоимость пенсионного коэффициента будет изменяться по инфляции. Но если упадет цена на нефть, макроэкономические показатели пойдут в разрез, никакая формула ничего гарантировать не сможет. Если доходов Пенсионного фонда будет недостаточно для выплаты социально приемлемого уровня пенсий, придется обращаться за деньгами в Фонд национального благосостояния или в бюджет - на возвратной основе", - отметил Горлин.

"Не для протокола" автор концепции пенсионной формулы заявил в интервью газете: "Деньги напечатают, пенсии номинально выплатят, но их покупательная способность будет хуже. Нет чудес, не надо ждать волшебной палочки".

Кипр приступил к деофшоризации

Ради кредита от Европы и МВФ Кипр начинает идти на уступки, главная из которых - повышение налогов. Это не лишит его статуса любимой юрисдикции российского бизнеса, зато избавит российские банки от риска потерять из-за проблем острова до $53 млрд.

Привлекательность Кипра для российского бизнеса может снизиться - офшор собирается повысить налог на прибыль компаний, пишут "Ведомости". Кипр скорее всего повысит ставку налога на прибыль компаний с 10 до 12,5%, заявил новый руководитель совета по экономической политике Кипра Кристофер Писсаридес порталу tax-news.com. Эта ставка не увеличивалась уже больше десятилетия. Таким образом, Кипр выполняет условие получения международного кредита, выставленное "тройкой" — ЕС, МВФ и Европейским ЦБ.

Повышение налога на прибыль не вызовет оттока российских компаний с острова, считают эксперты. Для холдинговых структур крупного российского бизнеса повышение налога на 2,5% практически не будет иметь последствий, ведь доходы от дивидендов и прироста капитала освобождены от налогов. По сути, налог коснется только процентного дохода холдинга, но, если займы лишь проводятся через Кипр, это будет почти незаметно.

Пойти на смену юрисдикции могут трейдинговые структуры или фирмы, управляющие недвижимостью, замечает эксперты. В качестве замены можно рассмотреть Ирландию, при определенных условиях — Болгарию (10%) и в перспективе — Мальту.

То, что Кипр начал выполнять условия "тройки", означает, что ему может не понадобиться договариваться с Россией, которая намерена требовать раскрытия бенефициаров кипрских структур российского происхождения при предоставлении Кипру финпомощи, пишет газета.

Плати меньше, но честно

Высший арбитраж может дать зеленый свет практике, когда крупные холдинги дробят свой бизнес, чтобы подпадать под льготное налогообложение единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (УСН), пишет РБК daily. Юристы и бизнес считают, что так налоговая практика подтвердит справедливость принципа "плати меньше, но честно".

В апреле ВАС предстоит рассмотреть дело о налоговой оптимизации, которое юристы уже окрестили прецедентным. В 2011 году ИФНС №4 по Свердловской области по результатам выездной проверки доначислила ООО «Металлургсервис» более 14 млн руб. Налоговики посчитали, что компания умышленно не заплатила эти налоги, для чего формально разделила бизнес (чтобы пользоваться льготным режимом налогообложения — ЕНВД).

Компания с решением налоговой не согласилась, но через суды низших инстанций ей удалось оспорить лишь малую часть претензий. Коллегия судей при передаче дела в высшую инстанцию со ссылкой на позицию Конституционного суда указала, что аргументы налоговиков не могут «являться единственным достаточным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной». "Судьи считают, что дробить бизнес ради налоговой выгоды вполне допустимо", — делает вывод налоговый консультант Евгений Тимин.

До сих пор повсеместное применение схем с дроблением сдерживала судебная концепция «необоснованной налоговой выгоды», часто применяемая налоговиками на практике.

Сам факт, что тройка судей решила вынести дело на президиум, уже является положительным сигналом для бизнес-сообщества, уверен член Объединения корпоративных юристов (ОКЮР) Максим Хвалибов. «Возможно, в своем будущем постановлении ВАС поставит точку в долгой борьбе бизнеса с налоговыми органами по вопросу дробления бизнеса», — надеется он. По мнению юриста, даже если единственная цель реорганизации бизнеса — это экономия налоговых платежей, то это уже само по себе является деловой целью.


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.