.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
интервью
.
15 июня 2018 года 13:20
Если бы у всех была полная загрузка, то отсутствовала бы конкуренция - глава Загорского трубного завода
Два года назад на российском трубном рынке появился новый игрок - Загорский трубный завод. Гринфилд по производству ТБД в Московской области, вызвавший много вопросов у компаний-конкурентов и участников рынка, смог стать полноправным игроком российской трубной отрасли и взять на исполнение часть заказов "Газпрома", изменив расстановку сил на внутреннем рынке ТБД и повлияв на цены. О дальнейших планах ЗТЗ, ситуации в российском сегменте труб большого диаметра "Интерфаксу" рассказал генеральный директор завода Денис Сафин.
- Сегодня все говорят о переизбытке производственных мощностей по выпуску ТБД и их существенной недозагрузке. Вы согласны с этим мнением?
- Все зависит от того, как эти мощности оценивать. Я считаю, что яблоки нужно сравнивать с яблоками. Если мы говорим о трубах большого диаметра, то надо сравнивать однотипные линии. Давайте говорить исключительно об одношовной трубе большого диаметра. Ведь в России есть еще работающие мощности и по производству спиралешовной трубы, и двухшовной трубы. Их, видимо, тоже считают, когда говорят про избыточные мощности - иначе непонятно, откуда берется цифра по ТБД-мощностям в 4,5 млн тонн. В "Газпроме", например, эти виды труб официально уже запрещены, но де-факто такие производства в России еще есть.
Если же считать линии, которые на сегодня соответствуют лучшим мировым практикам, я говорю про одношовную трубу, то их мы оцениваем в районе 3 млн тонн, из которых избыточные мощности где-то, наверное, 800 тыс. -1 млн тонн.
Все линии по выпуску прямошовных труб построены в этом веке. Это и ОМК, и ЧТПЗ, и Ижорский, и Волжский трубные заводы, и наш. А спиралешовные, двухшовные - лет 20-30-40 назад. Это морально устаревшие мощности, целесообразность содержания которых вызывает большой вопрос.
- Но все-таки ЗТЗ относят к избыточным производственным мощностям, ФРТП говорит о загрузке на 40% российских мощностей по производству ТБД ...
- Если бы у всех была 100%-ная загрузка, это означало бы отсутствие конкуренции на рынке. Я считаю, что нормальная загрузка предприятия - это процентов 60-70.
- Но вы сами сейчас загружены на 100%.
- Да. Мы предложили более комфортные условия потребителю, и в моменте получилось загрузиться, действительно, на 100%..
- Основной клиент - это "Газпром" ?
- В России у всех трубников большого диаметра основной клиент - это "Газпром".
- При уже стопроцентной загрузке какие точки роста вы видите для компании?
- Проект "Загорский трубный завод" на сегодняшний момент мы запустили. Продолжаем работать. Программа-минимум выполнена. Наша задача на ближайшие 2-3 года - сохранить высокий уровень загрузки с небольшой корректировкой вниз от нынешнего.
За два года наше предприятие вышло на загрузку в 100% и очень высокий ритм работы. Это не могло не столкнуть нас с некоторыми вопросами, решаемыми внутри предприятия - это и логистика, и склады, и территория под склады и так далее... Собственно говоря, сейчас эти темы и прорабатываются.
Мы постоянно инвестируем в развитие. В этом году объем инвестиций в так называемую "расшивку узких мест" запланирован в размере около 1 млрд рублей. Сейчас занимаемся тем, на что раньше у нас не хватало ни времени, ни, возможно, ресурсов. В основном - это вопросы логистики.
У нас уже появился склад временного хранения, который позволяет складировать 100 тыс. тонн металлопроката, которых нам достаточно на 2,5, даже на 3 месяца.
То есть мы занимаемся вещами, не учтенными, может быть, при проектировании... Даже не то, что мы их не учли - возможности не было учесть. Сейчас все инвестиции направлены не на создание новых мощностей, а на выравнивание потоков в рамках существующего предприятия.
- Инвестиции будете финансировать за счет собственных средств?
- Да. Наша финансовая ситуация стабильная. Мы сейчас делаем основной акцент на то, чтобы не только выпускать 500 тыс. тонн ТБД в год, но и чтобы нам было комфортно их выгрузить, оперировать ими.
- Какой сегодня долг у ЗТЗ?
- В абсолютных цифрах долг небольшой, в районе 5 млрд рублей. Мы построили Загорский завод эффективно и быстро. Поэтому у нас абсолютная долговая нагрузка в разы меньше, чем у некоторых коллег. В следующем году хотим полностью погасить долг досрочно.
- Планируете выходить на рынок заимствований?
- Нет, сможем это сделать за счет собственных средств. Мы - новая компания. Чтобы, например, выпускать облигации, нужно, чтобы компания была проверена, была надежная, чтобы инвесторы доверяли ей. Я адекватно оцениваю, что в ближайшие год-два история с облигациями - это пока не наша история.
- Какой у компании показатель чистый долг/EBITDA на данный момент? Ориентир на конец года?
- Я могу только сказать, что мы идем к тому, чтобы на конец 2018 года показатель чистый долг/EBITDA был в районе 1,5х.
- Если вернуться к рынку ТБД... Сейчас к концу подходят все крупные проекты, пик спроса пройден. На какие заказы вы рассчитываете, в каких проектах будете участвовать? Вы не думаете, что высокая загрузка ЗТЗ - краткосрочное явление? Все-таки завод пришел на падающий рынок, на котором не было места для нового игрока...
- Когда завершаются одни инвестпроекты, начинаются другие. Сейчас, например, идет подача документов на новый тендер для газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток".
Мы считаем, что спрос на российском рынке ТБД будет находиться в районе 2 млн тонн, а это 60%-ная загрузка имеющихся в стране мощностей - если считать корректно, исходя из производственных мощностей в 3 млн тонн.
В целом я очень оптимистически смотрю на газовый рынок. Мы считаем, что газопроводы будут строиться и дальше, спрос будет всегда на достаточном уровне.
- Вы подали документы на "Сахалин-Хабаровск-Владивосток"?
- Мы подаем документы по всем проектам, куда имеем право поставлять продукцию. Этот - не исключение. Там 220 тыс. тонн трубы будет. В следующем году будут проекты "Ковыкта", "Чаянда", это порядка 700 тыс. тонн. Это уже почти 1 млн тонн. Плюс - 250 тыс. тонн на ремонты.
Еще не забываем, что не до конца построен "Северный поток 2". Мы считаем, что в любом случае только у "Газпрома" в следующем году будет заказ на 1,5 млн тонн ТБД. "Транснефть" (MOEX: TRNF) ежегодно берет где-то 200-250 тыс. тонн ТБД.
- Вы участвуете в Nord Stream 2, какие объемы поставляете в рамках этого проекта?
- Мы участвуем в поставках под сухопутную часть этого проекта. Подписались на 178 тыс. тонн труб. Начали недавно отгружать.
- Международные проекты представляют интерес ? ЗТЗ планирует экспортировать ТБД?
- Помимо "Газпрома" есть азиатские проекты. Проект по строительству газопровода из Туркменистана в Китай (Средняя Азия - Китай)- это еще 500 тыс. тонн. Плюс - есть проекты в Казахстане.
Еще есть проект Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ - ИФ). Но здесь спорное мнение. Есть мнение, что трубопровод будет только один - или тот, или тот. Если будет САК, не будет ТАПИ. Когда я считал 2 млн тонн, я говорил о спросе в РФ. Но еще же есть и азиатские проекты, в Европе очень много проектов. И они все будут.
- То есть, спрос на ТБД сохранится, о диверсификации, например, в OCTG вы пока не думаете?
- Мы оптимистически смотрим на рынок газа. Потребление в Европе к 2035 году вырастет еще приблизительно на 200 млрд кубометров. Для сравнения: "Северный поток 2" будет прокачивать всего 63 млрд.
В Китае - то же самое, прирост потребления ожидается в 180 млрд кубометров, из которых 100 млрд предполагается, что будет российский газ. "Сила Сибири" вся вместе позволяет прокачивать 38 млрд.
Мы, в любом случае, планируем и в среднесрочной, и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе, что значительную часть все равно будем поставлять "Газпрому". Какую-то часть, если будет излишек, конечно, будем экспортировать.
Если говорить про OCTG - то это тоже дорогой проект. Мы в эту сторону сейчас не смотрим.
- Вы ставите перед собой задачу уйти от сырьевой зависимости?
- У нас сейчас три ключевых поставщика. Все три - надежные, проверенные компании. На сегодня это направление нам не интересно. У нас стратегические соглашения с "Северсталью", нормальные взаимоотношения на постоянной основе с Магнитогорском. И мы уже не первый год сотрудничаем с Posco.
- Речи о расширении списка поставщиков пока нет?
- Список поставщиков мы расширяем регулярно. Например, недавно мы взяли чуть меньше 10 тыс. тонн листа у ОМК, небольшие закупки сделали в Германии. Но если мы говорим о стратегических партнерах - это три поставщика, и нам пока с ними очень комфортно работать. Такой паритет позволяет нам безопасно себя чувствовать на рынке.
- Но первый год вы работали исключительно на импортном листе...
- Потому что на тот момент лист из Кореи, который был привезен из Владивостока через всю страну, на специализированных платформах, не наших, оказался для нас дешевле. Или, если сказать по-другому, - мы не смогли договориться с российскими поставщиками. Поэтому пришлось завезти 100 тыс. тонн листа, после чего ситуация нормализовалась. Это больше вопрос к металлургическим комбинатам, российским производителям листа, почему стала возможной такая ситуация.
В сентябре прошлого года "Северсталь" первая из российских компаний начала нам поставлять лист, с января - Магнитогорск. При этом мы продолжаем брать лист у корейцев - в этом году берем, в следующем будем брать.
- Сегодня цена на прокат вас полностью устраивает?
- Цены на лист нас устраивают. Это подтвердят наши показатели за год. У нас все хорошо в этом плане.
- Вы планируете раскрывать финансовые результаты?
- Здесь нет никаких секретов. Мы планируем сократить долговую нагрузку.
- Разница в цене импортного и отечественного листа - существенная?
- Плюс-минус, лист весь одинаковый.
- Мировой и, соответственно, российский рынок стали очень волатилен. Как выстроено ценообразование с "Газпромом" и поставщиками проката?
- У нас нет формульного ценообразования. У нас с "Газпромом" таргет-цены до конца года.
- При росте мировых цен на прокат эта схема, наверное, не очень удобная?
- Мы немножко потеряли, потому что да, с ноября по сегодняшний день растет цена на лист. Но у нас с "Газпромом" жесткие контракты по фиксированной цене в рублях. Насколько мне известно, сейчас у "Газпрома" больше формульного ценообразования ни для кого нет. Есть фиксированная цена, тендеры, участвуешь - выигрываешь. Что будет дальше - трудно сказать. Но сейчас картина такая.
- А с металлургическими компаниями?
- Мы в моменте все свои риски захеджировали. У нас до конца года тоже подписана твердая цена в рублях с российскими производителями стали. Нам повезло, наверное, так как мы подписали контракты до девальвации нацвалюты и значительного удорожания металла.
- Девальвация рубля, с учетом того, что часть листа вы закупаете у иностранных производителей, сказалась на финрезультатах ЗТЗ?
- Конечно, для нас как для компании, пока не ориентированной на экспорт, ослабление национальной валюты немножко ухудшает историю - у нас есть часть листа, который мы покупаем за доллары, евро.
При этом не надо забывать, что российские металлурги продают лист внутри страны, ориентируясь на экспорт. Девальвация для нашего завода на данном этапе - всегда плохо. Но сказать, что она на нас критично повлияла и что-то ухудшила - не могу. Мы в этих условиях сумели договориться на фиксированные цены в рублях до конца года вне зависимости от девальвации.
Пока этот вопрос больше не стоит.
- Вы планируете делать ЗТЗ публичной компанией?
- Зачем? Мы не думали на эту тему.
- Кто сегодня основные владельцы ЗТЗ?
- Структура акционерного капитала на нашу работу не влияет. Это бизнес, где есть три слагаемых успеха: цена, а она у нас высококонкурентоспособная; качество, которое подтверждает аттестации в "Газпроме" и API; сроки поставок, которые мы держим.
- Как вы считаете, трубная отрасль готова к новым сделкам по слияниям и поглощениям? Для ЗТЗ тема M&A сделок актуальна?
- На сегодняшний момент мы для инвесторов не очень привлекательная компания. Это очевидно: прошлый год практически не работали, была небольшая загрузка, этот - только начинается. Мы всегда смотрим все направления, но сказать, что сегодня у нас есть конкретные договоренности с кем-то - этого нет. Может быть, будем в следующем году об этом думать, но пока - не думаем.
- Трубной отрасли РФ необходимы меры господдержки?
- Касательно внутрироссийской истории - возможно, нет. А по поводу экспортной составляющей - наше пожелание, чтобы были меры, направленные на повышение нашей конкурентоспособности в плане логистики. Труба - это воздух, ее невозможно везти на большие расстояния. Представьте, в 60-тонном вагоне едет 20 тонн трубы, то есть едет воздух. У нас очень дорогая перевозка, допустим, до Азии. Я считаю актуальным решение вопроса субсидирования при экспортных поставках ж/д тарифа. Это было бы, конечно, очень хорошо. Тем более с учетом того, что мы в Подмосковье находимся - везти воздух очень сложно. Есть много привлекательных зарубежных проектов, но мы проигрываем в плане логистики. Соответственно, если бы была мера, направленная на поддержку именно в логистическом плане, было бы хорошо.
- Сегодня как вы оцениваете рынок ТБД в России?
- Рынок труб большого диаметра стал другим. Мы повысили конкурентоспособность этого сегмента трубного рынка. Мы видим, что ситуация сегодня более-менее нормальная. Для нашей компании этот год существенно отличается от предыдущего. Я надеюсь, что и минимум два последующих года будут для компании хорошими.
А если в целом говорить, одним словом - российский трубный рынок в этом году бодрящий.
Опубликовано: /Финмаркет/
.
19 ноября 2024 года 14:27
МТС-банк, вышедший на биржу весной 2024 года, планирует адаптировать стратегию развития в условиях неизбежного сжатия рынка розничного кредитования, на который давят высокая ключевая ставка и макропруденциальные меры ЦБ. Обновленная бизнес-модель банка до 2027 года будет фокусироваться на... читать дальше
.
25 октября 2024 года 11:27 Геополитическая ситуация и действия регуляторов подталкивают российских заказчиков к наращиванию темпов двух параллельных процессов - цифровой трансформации и импортозамещения в ИТ-сфере. Для многих они уже достаточно понятны и прозрачны. В отличие от процессов, которые происходят на рынке... читать дальше
.
22 октября 2024 года 11:32 Проблема инсайдерской торговли и манипулирования на российском рынке не только не теряет актуальности, а напротив, даже усугубляется на фоне активизации игроков и антисанкционных послаблений в части раскрытия информации. О том, какие шаги регулятор запланировал для противодействия этим и другим... читать дальше
.
16 октября 2024 года 14:57 Идея импортозамещения пронизывает всю российскую экономику, но прежде всего - государственный сегмент, где чиновники могут в том числе административными мерами ускорить и углубить переход на использование товаров и продукции российского производства. Основная задача сейчас - не навредить, не... читать дальше
.
04 октября 2024 года 14:09 "БурСервис" - еще один крупный участник российского нефтесервисного рынка. Компания стала правопреемником всех активов и контрактов американской Halliburton после ее ухода из России. Прошедшие два года организация потратила на стабилизацию своего бизнеса в новых реалиях. Сегодня же она строит... читать дальше
.
01 октября 2024 года 11:31 Российский фондовый рынок только недавно пережил самые, пожалуй, драматичные события в своей истории, но перед ним уже поставлена задача, требующая переключить режим с выживания на бурный рост. Внутренние ресурсы для удвоения капитализации есть, и сама постановка вопроса верная - она должна помочь... читать дальше
.
25 сентября 2024 года 11:57 Российский рынок крупнотоннажных грузоперевозок остается достаточно архаичным, слабо консолидированным и во многих аспектах непрозрачным для регуляторов. При этом его участники - и компании с тысячами грузовиков, и мелкие игроки с одной-двумя машинами - вынуждены нести на себе все больше издержек,... читать дальше
.
17 сентября 2024 года 12:00Фото предоставлено Тюменским промышленно-энергетическим форумом читать дальше
.
11 сентября 2024 года 10:27Фото: Михаил Терещенко/ТАСС читать дальше
.
09 сентября 2024 года 12:07 Французская компания Danone, покинувшая Россию в числе других зарубежных производителей, в мае этого года закрыла сделку по продаже своих российских предприятий компании "Вамин Р" из Татарстана. До этого ее активы в РФ побывали под управлением Росимущества, сменили название на "Эйч энд Эн" (H&N) и... читать дальше
.
.