.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Сотрудничество Volkswagen и "ГАЗ" открывает для нас новые перспективы - гендиректор MAN в РФ
.
 
 
 
 
09 ноября 2017 года 15:13

Сотрудничество Volkswagen и "ГАЗ" открывает для нас новые перспективы - гендиректор MAN в РФ

Российский рынок грузовой техники и автобусов, в отличие от рынка легковых автомобилей, практически полностью контролируется отечественными игроками - группой "ГАЗ" и группой "КАМАЗ". Европейские производители вынуждены конкурировать по большей части между собой и даже выделяют свои продажи в так называемую "большую семерку", чтобы "сравнивать сравнимое".

О том, как чувствует себя рынок коммерческой техники, о поиске потенциальных партнеров и о стратегическом развитии совместно с группой "ГАЗ" в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор ООО "МАН Трак энд Бас РУС" (российская "дочка" компании MAN, входящей в группу Volkswagen) Питер Андерссон.

- Легковой рынок начал восстанавливаться, признаки восстановления фиксируются и в сегменте коммерческой техники. Какова, на ваш взгляд, нынешняя ситуация на российском рынке коммерческого транспорта?

- Да, действительно - российский рынок пережил кризис в 2012-2015 г., летом 2016 г. мы начали замечать признаки оживления, он начал расти. Говоря о нашем восприятии рынка, я напомню, что мы разделяем его на сегменты. Мы как компания MAN традиционно конкурируем с европейскими производителями, так как наши грузовики и продукция ближе по уровню. В 2016 году рынок вырос, но его рост был относительно скромным - по моим оценкам, на 25%. Если говорить о текущем годе, то рынок тяжелых грузовиков в целом растет на 50%, а премиальный сегмент - более чем в 2,5 раза. Растут те сегменты рынка, в которых представлена "большая семерка" европейских производителей, а также ряд моделей российских производителей. Нужно сказать, что это очень хорошие темпы роста. И если взглянуть на секторы рынка, которые сильно зависят от экономической ситуации в стране - строительные грузовики с колесной формулой 6х4, 6х6 или 8х4, а также магистральные тягачи 4х2 или 6х2, то видно, что сегодня последние растут особенно сильно, в то время как спрос на строительную технику остается более стабильным.

По нашей оценке, на рост рынка магистральных грузовиков повлияла определенная стабилизация курса рубля по сравнению с тем, что было несколько лет назад - а это значит, что предприниматели стали планировать на более длительный период. Сюда же можно отнести снижение уровня инфляции, что, в свою очередь, приводит к снижению процентных ставок по кредитам и удешевляет бизнес. Кроме того, повышается прозрачность транспортной отрасли в целом - уходят недобросовестные перевозчики. Также можно отметить продолжающуюся консолидацию рынка - небольшие игроки по-прежнему остаются, но крупный бизнес растет, приобретая малые компании. Наконец, на рынке существует определенная потребность в обновлении парка грузовиков, которую участники продолжают реализовывать - и речь идет не только о замене, но и о расширении парка. Некоторые наши клиенты говорят о том, что импортозамещение положительно повлияло на внутрироссийские перевозки - появляется больше производств, которые выпускают продукцию для внутреннего рынка, тогда как раньше было больше иностранных перевозчиков, которые везли грузы из Европы.

С увеличением парка крупные перевозчики начинают задумываться о приобретении не просто техники, а целого комплекса услуг для эффективного содержания своего автопарка. Клиенты не хотят "бегать" за запасными частями или заниматься вопросами качественного сервиса, на растущем рынке они хотят заниматься бизнесом, поэтому доля "пакетных" продаж сегодня востребована как никогда.

- Каков план продаж MAN на текущий год?

- Скажу так: наша стратегическая цель - получить 25% рынка, каждый четвертый новый грузовик в сегменте европейских производителей должен носить шильдик MAN. Сегодня MAN - один из лидеров рынка по продажам грузовых автомобилей и автобусов в России. По итогам сентября 2017 года в России был зарегистрирован 631 грузовик марки MAN. Это лучший показатель среди "большой семерки". В этом году мы ожидаем серьезный рост. Я не могу называть конкретных цифр, но мы идем наравне с рынком.

- Если говорить о MAN как о локальном производителе - ваши мощности объединены со Scania. Как сейчас выглядит ваше присутствие в РФ в качестве производителя, как работает завод?

- Мы запустили наше производство в Санкт-Петербурге в декабре 2012 г. У Scania были свои производственные мощности. При том, что MAN и Scania являются частью концерна Volkswagen, у штаб-квартиры возникло понимание, что объединение производств двух брендов будет иметь больше экономического смысла - и производство Scania было переведено на мощности MAN. Производство прекрасно работает, но наше сотрудничество в основном идет на уровне штаба. Здесь, "на земле" мы конкуренты во всех смыслах. У нас своя дилерская сеть и, на мой взгляд, это наилучший вариант как для наших клиентов, так и для группы Volkswagen Truck & Bus.

- Повлияла ли стабилизация и восстановление рынка на ваши планы по присутствию в России?

- Каких-то изменений в связи со стабилизацией рынка не произошло - это текущие процессы. На тактическом уровне мы адаптируем производство, но стратегически мы намерены сохранять свое присутствие.

- И каковы нынешние объемы выпуска? Планируется ли расширяться, углублять локализацию?

- Мы не раскрываем объемы локального производства - грузовики, которые мы продаем в России, выпускаются как на заводе под Санкт-Петербургом, так и на заводах в Кракове, Вене и Мюнхене. Но подчеркну, что наличие локального производства для нас очень важно. Сегодня у нас нет каких-либо решений по его расширению - мы работаем с тем, что есть и довольны качеством выпускаемой продукции. При этом не менее важно и понимание того, куда движется российский рынок, каковы его возможности и чего от него хотим мы как Volkswagen Truck & Bus. В этой связи важно отметить соглашение о сотрудничестве, подписанное Volkswagen Group с группой "ГАЗ" в июне текущего года.

Нынешний уровень локализации крайне ограничен - но у нас есть определенные цели. Мы высоко оцениваем возможности сотрудничества с группой "ГАЗ" и надеемся, что данное партнерство, среди прочих преимуществ, позволит нам получить статус российского производителя коммерческих автомобилей.

Напомню также, что в июле текущего года была открыта собственная сервисная станция в Санкт-Петербурге и точка продаж, в создание которой мы инвестировали 10 млн евро в самый, казалось бы, неподходящий для этого момент - в 2015 году. Сейчас таких станций две - в Москве и Санкт-Петербурге. Это также говорит о нашем желании остаться на российском рынке надолго.

- Какие локальные компоненты вы используете на вашем предприятии в Санкт-Петербурге?

- На заводе в Санкт-Петербурге налажена сборка грузовых автомобилей, включая склепку и окраску рам и установку всех узлов и компонентов. Если говорить об уровне локализации, то сегодня он минимальный. По запросу клиента может быть установлена коробка передач ZF, произведенная в России. Мы закупаем кузова для строительных грузовиков и ряд других компонентов, и, конечно, хотели бы наращивать этот перечень. Надеемся, что сотрудничество с группой "ГАЗ" позволит нам продвинуться еще дальше в этом направлении и по большему числу компонентов.

- Вы удовлетворены качеством компонентов и сотрудничеством с российскими поставщиками в целом?

- Имеющееся сотрудничество нас вполне устраивает. Конечно, иногда возникают сложности при поиске потенциальных партнеров, которые могли бы выпускать продукцию в больших объемах, не теряя при этом в качестве. Но мы всегда находим приемлемый для нас вариант - взять, к примеру, шинный завод компании Continental в Калуге, который является нашим поставщиком.

- Есть ли потенциальные партнеры, с которыми вы ведете переговоры о сотрудничестве? Или хотя бы направления, которые вы планируете развивать в ближайшее время?

- Сегодня каких-то конкретных имен я вам не назову, но мы рассматриваем различные варианты. Так, мы работаем с компанией "Бецема" - это достаточно крупный российский поставщик для нас, и мы, в свою очередь, являемся крупным заказчиком для них. И работа по поиску российских поставщиков и развитию сотрудничества ведется постоянно, в том числе и в части соглашения с группой "ГАЗ".

- Если говорить об этом соглашении - в нем есть какая-то конкретика, какие-то ключевые шаги, которые вы будете предпринимать?

- О деталях и конкретных шагах говорить преждевременно. Отмечу только, что в стратегии дивизиона Volkswagen Truck & Bus есть планы по переносу большого числа технологических операций в Россию.

- А есть какой-то временной период, в течение которого вы начнете предметные переговоры?

- На самом деле, предметные переговоры уже идут.

- И когда они могут завершиться?

- Мы ожидаем, что сможем сказать что-то более конкретное к концу этого года или в начале 2018 г.

- Частью соглашения также является развитие вашего автобусного бизнеса здесь в РФ. Как вы смотрите на локализацию автобусов MAN, возможно, в сотрудничестве с "ГАЗом"?

- Мы высоко оцениваем возможности сотрудничества с группой "ГАЗ" и в автобусном сегменте. При этом пока рано говорить о деталях, поскольку в настоящее время идет очень интенсивная работа. Как известно, в группу "ГАЗ" входит автобусный завод "ЛиАЗ", производство грузовых автомобилей "Урал", а также не следует забывать, что они выпускают автомобили Skoda и Volkswagen. То есть, база для расширения кооперации вполне сформирована. Если говорить об автобусах - на сегодняшний день мы планируем фокусироваться только на двух сегментах: это междугородний автобус MAN Lion's Intercity и туристический автобус MAN Lion`s Coach. В премиальном сегменте мы предлагаем бренд Neoplan. Однако премиум-сегмент является слишком нишевым - объем рынка таких автобусов достаточно мал.

- Спрос к Чемпионату мира по футболу не поможет?

- Безусловно, поможет, но настанет день, когда чемпионат закончится, и спрос вернется на прежние позиции. Конечно, растут междугородние перевозки, развивается междугородний туризм, и у нас есть продукция, которая подходит под эти цели. Но, к сожалению, как производитель автобусов, мы не участвуем в городских перевозках, которые представляют наибольшую долю рынка. Я надеюсь, что обновление парка городских автобусов продолжится, и мы примем в нем участие, так как это очень интересная для нас сфера. Конечно, мы заинтересованы в расширении своей доли на рынке - и я думаю, что технологии Volkswagen Truck and Bus в этом помогут. С 2007 года мы уже поставили на "ЛиАЗ" около 5,5 тыс. двигателей MAN, которые используются в Москве - то есть, здесь уже существует достаточно серьезная "популяция" компонентов MAN. Московские власти в последнее время значительно обновили и расширили подвижной состав, и я поддерживаю действия мэра Москвы Сергея Собянина, который рассматривает возможность использования электробусов - в данной сфере мы также имеем свои наработки.

- Вы упомянули поставки двигателей MAN на завод "ЛиАЗ". Нет ли планов по расширению "ассортимента" поставок?

- Мы рассматриваем множество различных вариантов касательно поставок различных компонентов - но, повторюсь, пока о конкретике говорить рано. У нас есть компоненты, которые представляют интерес с технологической точки зрения. В том числе мы рассматриваем возможность поставки различных компонентов для группы "ГАЗ" - достаточно важных для них.

- Для автобусов или грузовиков?

- Нам интересны оба сегмента.

- Группа "ГАЗ" в настоящее время обновляет свой модельный ряд во всех сегментах, вы как-то будете участвовать в этом процессе?

- Это весьма отдаленная перспектива.

- К слову об инициативе московских властей относительно внедрения электротранспорта - по-вашему, будет ли эта инициатива реализована в заявленные сроки, и как вы можете оценить свое возможное участие?

- Московская мэрия планирует уже в следующем году пополнить автобусные парки электробусами, и я думаю, что эта инициатива вполне реализуема. Что касается нас, то мы сегодня не участвуем в этом проекте, но, в конце концов, мы бы тоже хотели бы предоставить наши электробусы на тест Москве. Конечно, немецкий климат отличается от российского, когда на улице бывает от +30 до -30 градусов. Но я уверен, что в течение пары лет мы сможем предложить конкурентоспособный продукт, который подойдет Москве. Сегодня мы проводим тестовые испытания современной электроприводной техники совместно с нашими европейскими клиентами. Рассчитываем, что в 2020-2021 гг. электроприводная техника MAN будет запущена в серийное производство и займет свое место в продуктовой линейке.

- Еще одна популярная тема в России в последнее время - технологии автономного вождения. Правительство даже стимулирует автопроизводителей объединять усилия в этой сфере. Вы как-то участвуете в процессе?

- Пока нет. Но это не значит, что мы не собираемся этого делать, поскольку у нас также есть свои наработки в этой сфере. У этой темы есть три направления - мы говорили об электробусах, но сюда можно отнести и мусоровозы, которые тоже могут быть электроприводными, чтобы меньше загрязнять окружающую среду в жилых кварталах и быть менее шумными.

Беспилотные грузовики - это второе направление. Начиная с весны 2018 года, компания MAN будет проводить в Европе испытания беспилотных грузовиков в режиме движения в полуавтономной колонне.

И, наконец, третий момент - телематические системы. У нас есть система собственной разработки, которая называется RIO. Это облачная платформа, которая позволяет не только фиксировать местоположение грузовика и расход топлива, но и подключает грузовик к платформе, к которой также могут быть подключены и другие участники транспортного рынка (авиация, железная дорога и морской транспорт). Кроме того, эта платформа сможет выступать в качестве торговой площадки - своего рода "убером" для грузовладельцев и перевозчиков. Эта система в скором времени начнет работать в Европе, и постепенно получит свое развитие в России. Предположу, что на это уйдет года три.

- Правительство помогает авторынку вообще и производителям грузовиков в частности - как с точки зрения поддержки производства, так и субсидирования спроса. Вы ощущаете эту поддержку?

- Существует большой список критериев, который производитель должен выполнить для получения господдержки. Пока мы, несмотря на наличие завода в Санкт-Петербурге, эти критерии выполнить не можем и, соответственно, не получаем господдержки. Но если вернуться к соглашению о сотрудничестве между Volkswagen Truck and Bus и группой "ГАЗ", о котором я говорил выше, - среди прочих преимуществ оно позволит нам получить статус российского производителя коммерческих автомобилей, даст возможность участвовать в госпрограммах и быть полностью интегрированными в рынок и экономику страны. Это однозначно укрепит наши позиции на рынке.

Опубликовано: /Финмаркет/
      Опубликовать в своем блоге livejournal.com   


.

17 ноября 2017 года 12:11
Внешние факторы были весьма благожелательны к российскому долговому рынку в 2017 году. Однако существенно снизившиеся ставки в отечественной экономике, ожидаемое повышение ставок Федеральной резервной системой США, и главное, очередной виток усиления санкционной риторики, вероятно, приведут к...    читать дальше
.
15 ноября 2017 года 12:40
Финансовый директор "Яндекс.Денег" Алла Макарова рассказала о том, как меняется рынок электронных платежей, и что может угрожать традиционным банкам, которые не смотрят в сторону финтеха. - Вы давно вышли за пределы функционала - обычного электронного кошелька. Какая на сегодня у вас...    читать дальше
.
03 ноября 2017 года 15:25
Новая редакция закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП, федеральный закон N67-ФЗ), которая вступит в силу 27 января 2018 года, усиливает защиту пассажиров на тех видах транспорта, на которые страхование как таковое не распространяется,...    читать дальше
.
02 ноября 2017 года 13:41
Российский рынок капитала в последние годы живет как на качелях: то отправляется вниз под грузом западных санкций, то делает робкие попытки набрать ход, то готовится к новому расцвету благодаря крупным приватизационным историям, то опять хандрит из-за их отсутствия, то вновь пытается разогнаться за...    читать дальше
.
23 октября 2017 года 16:50
Развитие крупных ритейлеров приводит к вытеснению с рынка небольших региональных игроков, и существует риск, что в итоге в российской рознице исчезнет средний сегмент - останутся только крупные игроки и мелкие сети, считает председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег...    читать дальше
.
16 октября 2017 года 18:05
Статус руководителя мирового транспортного гиганта всегда предполагал исключительные полномочия, а после того, как датский конгломерат A.P. Moeller-Maersk A/S решил провести реорганизацию структуры группы, в сферу ответственности гендиректора Сорена Скоу вошли еще и решения о...    читать дальше
.
09 октября 2017 года 10:43
ВТБ в январе 2018 года завершит юридическое объединение с ВТБ 24, с этого момента группа будет работать под единым брендом и в розничном, и корпоративном сегментах. О том, как продвигается объединение, какие задачи и KPI стоят перед менеджментом, о прогнозах роста в рознице на 2018 год и планах...    читать дальше
.
03 октября 2017 года 15:02
Компания "Золото Камчатки", входящая в группу "Ренова" Виктора Вексельберга, еще недавно имела статус небольшого регионального игрока. Но запуск нового ГОКа "Аметистовое" в 2015 году в одночасье вывел компанию в первую десятку отечественных золотодобытчиков. Алексей Голубенко, возглавивший "Золото...    читать дальше
.
02 октября 2017 года 14:20
В последние годы аграрный комплекс страны получил огромные средства: вслед за потоком государственных денег приходят и частные инвестиции. Однако между ними не всегда возникает нужная синергия, а некоторые эксперты склоняются к тому, что в отрасли назрел инвестиционный кризис, причиной которого...    читать дальше
.
02 октября 2017 года 10:22
"Мегафон" стал первым российским эмитентом, который осуществил сделку по размещению рублевых облигаций на блокчейне. В рамках пилота компания разместила 500 млн рублей, покупателем облигаций стал Райффайзенбанк. Компания отмечает, что сделка в первую очередь "боевой тест" новой технологии, а не...    читать дальше
.
Страница 1 из 10
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

.