.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  "Весь мир идет по пути консолидации" - глава "Евроцемента"
.
 
 
 
 
14 июня 2017 года 12:34

"Весь мир идет по пути консолидации" - глава "Евроцемента"

Амбициозные планы холдинга Филарета Гальчева "Евроцемент груп" уже несколько лет встречают сопротивление со стороны объективных рыночных факторов: на фоне падения объемов строительства снижается и спрос на цемент. В этом году к макроэкономическим трудностям добавились неудачные погодные условия. Однако вскоре потребление начнет расти вместе с российским ВВП. Производственные показатели самой компании (финансовые "Евроцемент" не раскрывает) вырастут чуть выше рынка, рассчитывает холдинг. О производственных планах группы, развитии экспортных направлений, обслуживании долга в интервью "Интерфаксу" рассказал глава "Евроцемент груп" Михаил Скороход.

- Строительная отрасль и отрасль производства стройматериалов пережили второй подряд сложный год. Что показали первые пять месяцев этого года, проявились ли признаки оживления? Каков прогноз по потреблению цемента на год?

- Чтобы правильно оценить итоги первых пяти месяцев, необходимо вспомнить, что происходило с рынком в предыдущие периоды. По итогам 2014 года объем потребления цемента достиг исторического максимума для современной России в 71 млн тонн. Затем в течение двух лет рынок падал, объемы производства и потребления снижались. За 2015-2016 годы общее падение производства превысило 20%. Объем потребления цемента по итогам 2016 года составил всего 56 млн тонн, то есть более половины мощностей сегодня простаивает и не загружена.

Это серьезнейший вызов для отрасли. Безусловно, "Евроцемент груп", как и другие участники рынка, предпринимает все возможное для того, чтобы сохранить рентабельность, загрузку и рабочие места. В целом, считаем, нам это удалось.

В январе-мае потребление цемента сократилось на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главная причина снижения - сложная зима и аномально холодная весна, большое количество осадков. По итогам 2017 года мы ожидаем увеличение потребления цемента на 3%. Наши предположения основаны на прогнозах Минэкономразвития, которые корректируются в сторону улучшения.

- В миллионах тонн это сколько?

- В 2017 году потребление цемента в России может достигнуть 58 млн тонн.

- Сколько в этом объеме придется на Евроцемент? Какую долю занимает холдинг на российском рынке?

- Объем производства "Евроцемент груп" с учетом зарубежных активов составит в 2017 году 21,3 млн тонн цемента, из них 18 млн тонн в России. Традиционно холдинг занимает примерно треть российского рынка. В 2017 году мы планируем сохранить нашу долю на уровне 34%.

После приобретения "Мордовцемента" и "Петербургцемента" мощности холдинга увеличились до 63 млн тонн цемента. Доля холдинга в производственных мощностях российской цементной промышленности составляет 43% (56 млн тонн). У нас очень хорошие резервы, которые будут востребованы рынком по мере его восстановления.

- Свой рост вы прогнозируете на уровне общерыночного или чуть выше?

- Мы ожидаем, что наш рост будет чуть выше рыночного. Холдинг поставляет продукцию для реализации федеральных программ и крупных инфраструктурных проектов в Москве и Московской области, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Южном федеральном округе. Продукция компании - основа строительства метрополитена в столице и других городах, взлетно-посадочных полос на российских аэродромах, спортивных объектов, тоннелей, мостов, дорожных развязок. Всё это долгосрочные программы, обеспечивающие стабильный спрос на продукцию в течение длительного периода. Этот потенциал мы накопили за предыдущие годы. Инфраструктурные проекты, возможно, менее эффективны с точки зрения сиюминутной выгоды, но дают очень хороший результат в долгосрочной перспективе. Участие в их реализации обеспечивает стабильную загрузку предприятий и позволяет демонстрировать рост выше рынка. Как правило, подобные проекты имеют жесткие сроки, поскольку связаны со знаковыми для России событиями, такими как Чемпионат мира по футболу и Кубок конфедераций. Финансирование и строительство таких объектов идет очень интенсивно.

Кроме того, мы активно развиваем "нишевые" продукты. Например, производство цемента для дорожного строительства, выпускать который способен далеко не каждый завод. Для его изготовления требуется сырье с определенным химическим составом и наличие необходимого оборудования. Мы являемся лидером по выпуску "дорожного" цемента и планируем увеличивать объемы его производства, поскольку спрос на него постоянно растет.

- Вы упомянули ЧМ-2018 и Кубок конфедераций. Но очевидно, что проекты, связанные с этими мероприятиями, должны со временем подходить к концу. Какие новые драйверы могут прийти на смену? Снос пятиэтажек в Москве? Что-то еще?

- Мы видим несколько драйверов развития строительного комплекса и промышленности строительных материалов. Во-первых, это реализация программы реновации жилого фонда Москвы. По расчетам экспертов к 2020 году в московском регионе ожидается увеличение потребления цемента до 20 млн тонн с сегодняшних 12 млн тонн. Объем построенных квадратных метров на месте ветхого жилья будет в 2-3 раза больше. В рамках программы будет возводиться большое количество объектов инфраструктуры: дороги, подземные стоянки, коммуникации. Всё это очень цементоёмкие работы. Планируется, что подобные программы по обновлению жилищного фонда будут реализовываться и в других крупных городах.

Во-вторых, - увеличение спроса на жилье благодаря дальнейшему снижению банками ставок по ипотеке. За счет замедления инфляции базовая ставка Центробанка продолжит снижаться, а вслед за ней - ставки по ипотечным кредитам. Это даст возможность девелоперам, строительным компаниям увеличить количество новых проектов. В последние два года работы велись, в основном, по завершению строительства и вводу объектов в эксплуатацию. Образовавшийся в результате экономического спада отложенный спрос будет оказывать значительную поддержку рынку.

В-третьих, - строительство цементобетонных дорог. Такое решение правительством уже принято. В апреле 2017 года утвержден план реализации стратегии развития промышленности стройматериалов до 2020 года. Документ предполагает реализацию пилотных проектов по строительству автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в различных климатических зонах. Многие регионы уже сегодня приступают к выполнению этой задачи. В частности, в Татарстане в этом году планируют проложить порядка 100 километров цементобетонных дорог.

- Вы не раз говорили о программе оптимизации расходов и повышения рентабельности. Какие резервы еще остаются?

- Первое - загрузка мощностей, производящих цемент по современной сухой технологии. За последние пять лет "Евроцемент груп" увеличил долю сухого способа с 20% до 65%. В настоящее время холдинг сконцентрировал производство на предприятиях с высокой маржинальностью.

Второе - оптимизация логистических затрат и сокращение плеча доставки

на 20-30% за счет вхождения в состав группы заводов "Мордовцемент" и "Петербургцемент".

Третье - реализация стратегической программы развития "Евроцемент груп", утвержденной в 2014 году советом директором. В 2014-2015 годах были заключены восемь контрактов на модернизацию заводов с поставкой оборудования стоимостью $800 млн и общими инвестициями в размере $1,8 млрд,

В 2015-16 годах на предприятиях холдинга построены логистические комплексы и внедрена автоматизированная система отгрузки продукции. В результате время погрузки автомобильного транспорта сократилось в пять раз, железнодорожного - в три раза. Новые линии фасовки продукции позволяют отгружать до 6 млн тонн тарированного цемента в год. При этом учитываются запросы клиентов при выборе типа упаковки. Например, для поставок цемента в Великобританию используется водонепроницаемая упаковка, соответствующая местному климату.

Следующий этап - внедрение собственной генерации электроэнергии. К концу 2017 года мощность электростанций "Евроцемент груп" достигнет 170 Мвт, что позволит нам покрывать до 40% потребности в электроэнергии за счет собственной генерации. Разница в стоимости между покупаемой на рынке электроэнергией и собственной - более чем в два раза, окупаемость таких проектов для группы составляет от четырех до пяти лет, а возможность комплексного использования вырабатываемого энергоблоками тепла обеспечивает максимальную эффективность производства. К 2020 году мы внедрим собственную генерацию на всех предприятиях группы.

Глобально мы видим большие перспективы по снижению затрат в заключении долгосрочных сервисных контрактов и передаче всех сложных процессов по эксплуатации и сопровождению оборудования профильным компаниям. В 2017 году холдинг заключил двадцатилетний сервисный контракт с GE на обслуживание двух турбин мощностью 32 МВт каждая на электростанции завода "Мордовцемент". Турбины - сложное оборудование, требующее высокой культуры эксплуатации, наличия необходимых запчастей. Каждый день простоя обходится компании очень дорого. Утвержденная сервисная схема позволяет избежать простоя оборудования электростанции, что эквивалентно дополнительному году эксплуатации каждой турбины.

- Сколько в сумме вы потратили на программу в прошлом году?

- Более 5 млрд руб. "Евроцемент груп" инвестировал в модернизацию предприятий в 2016 году.

- Нет у вас задачи в каком-то отдаленном будущем покрывать потребности в электроэнергии собственной генерацией полностью?

- Наиболее эффективна для цементных предприятий модель, при которой 70% потребляемой энергии вырабатывается собственной генерацией, 30% - покупается на энергорынке. Такое соотношение позволяет покрывать пиковые нагрузки и гарантирует безопасность и надежность работы энергетического оборудования.

- Что в этом году будет с ценами на цемент?

- Мы не можем комментировать вопросы ценообразования. Единственное, что необходимо сказать - инфляционное давление на цены остается высоким. Только за последний год промышленная инфляция для отрасли составила более 10% - это рост стоимости железнодорожных перевозок, электроэнергии, сырья и добавок для производства цемента. За счет загрузки более эффективных предприятий, сокращения логистических затрат, внедрения собственной генерации, передачи на аутсорсинг отдельных процессов нам удается сдерживать рост цен, но с каждым годом делать это становится все сложнее.

Важный индикатор формирования справедливой цены - биржа. С 2007 года "Евроцемент" является одним из основных участников биржевых торгов цементом. В настоящее время совместно с ФАС продолжается работа по развитию этого инструмента.

- В начале прошлого года Евроцемент договорился со Сбербанком о реструктуризации долга на 42 млрд рублей и $360 млн. Соблюдаются ли ковенанты по кредитному портфелю, есть ли необходимость новых реструктуризаций? Кредитный портфель, который на тот момент составлял около 100 млрд рублей за прошедший год с небольшим как-то поменялся - в объеме или в соотношении валют? С учетом некоторого оживления в макроэкономике, снижения ставки ЦБ, нет ли желания рефинансироваться на более выгодных условиях, чем есть сейчас?

- В 2015-2016 годах мы полностью реструктурировали кредитный портфель, подписали соответствующие соглашения. Все принятые нами обязательства выполняются. Сейчас компания сосредоточена, в первую очередь, на улучшении операционных показателей.

Кредитный портфель холдинга уменьшился по сравнению с прошлым годом, соотношение валют существенно не изменилось. Укрепление рубля положительно сказалось на денежных потоках, поскольку обслуживание кредитов в валюте осуществляется по текущему курсу. Снижение ключевой ставки Центробанка также позволяет нам снизить процентную нагрузку, так как часть кредитов привязана к этому показателю. Мы постоянно следим за состоянием валютного рынка и обсуждаем с кредиторами возможности по рефинансированию. В настоящее время холдингу выгоднее обслуживать кредиты в валюте.

- В июне прошлого года в рамках визита Владимира Путина в Китай "Евроцемент" подписал соглашение с CNBM о партнерстве, которое предусматривало в том числе и возможность частичного вхождения китайской компании в капитал "Евроцемента". С тех пор каких-то конкретных новостей не было. Почему? Когда все же сделка может состояться, о каком пакете идет речь и какой сумме инвестиций?

- CNBM - мировой лидер цементной промышленности. Компания очень заинтересована в выходе на российский рынок, и ей необходим стратегический партнер для создания производственных мощностей.

Подписывая меморандум, холдинг предусмотрел много направлений возможного сотрудничества и реализации совместных инвестпроектов на площадках наших заводов. К настоящему моменту созданы рабочие группы, которые прорабатывают различные варианты партнерства. CNBM находится в стадии завершения большой сделки по слиянию с компанией Sinoma, вторым крупнейшем производителем цемента Китая. Мощность объединенной корпорации составит 500 млн тонн цемента в год. В компании проходят необходимые корпоративные процедуры, поэтому срок несколько затянулся.

В соответствии с соглашением CNBM и "Евроцемент групп" объем инвестиций составляет $5 млрд. Решения по таким сделкам принимаются на уровне правительства Китая.

- Вы упомянули готовящиеся поставки в Великобританию. Как в целом развивается экспортное направление? Какую долю компания занимает на рынках тех стран, куда уже начались поставки? Какая доля в продажах "Евроцемента" приходится на экспорт? И остается ли экспорт выгодным при нынешнем курсе рубля?

- Выход на экспорт - долгосрочный проект, так как в условиях высокой конкуренции приходится вести работу по сертификации продукции на новых рынках, поиску выгодных логистических маршрутов и осваиванию новой клиентской базы.

Несмотря на то, что мировой рынок экспорта цемента очень закрытый, объем его незначительный - около 150 млн тонн (для сравнения, потребление цемента в мире - 4 млрд тонн в год), нам удалось расширить географию поставок. В настоящее время продукция холдинга поставляется в Финляндию, Латвию, Данию, Великобританию. Кроме того, мы экспортируем цемент в сопредельные государства - Белоруссию, Казахстан, Абхазию, Южную Осетию.

Самая большая доля рынка у холдинга в Финляндии. Более 10% цемента, потребляемого в стране, - продукция "Евроцемент груп". Мы также поставляем цемент в Данию для строительства различных объектов, в том числе тоннелей на Фарерских островах.

Перспективной и интересной для экспорта является Африка. Это очень емкий рынок, но при этом наиболее сложный с точки зрения квот, лицензий и других обязательных решений. Надеемся, что со второго полугодия мы начнем поставлять продукцию в некоторые африканские страны.

- В какие именно?

- В Гану, Либерию, Кот-Д'Ивуар

- Но плечо-то большое?

- Логистическое плечо большое, но конкурентоспособность цен сохраняется. Вследствие укрепления рубля рентабельность экспортных поставок, безусловно, снизилась. При этом учитывая, что сегодня загружено только 50% мощностей холдинга, увеличение экспортных поставок, пусть и с меньшей рентабельностью, обеспечивает стабильную и гарантированную загрузку предприятий.

Кроме того, логистическая составляющая в стоимости продукции составляет, как правило, от 30% до 40%. Укрепление рубля позволяет значительно сократить затраты на доставку продукции, поэтому экспортные поставки по-прежнему остаются выгодными.

Важно войти в страну, завоевать доверие потребителей, добиться узнаваемости продукции на рынке, нарастить клиентскую базу, после этого можно увеличивать объемы продаж и рассматривать возможность повышения цены.

- Есть какой-то целевой показатель по доле экспорта в структуре продаж группы, которого вы хотите достичь?

- В данный момент целевая задача холдинга - поставлять на экспорт порядка 5% производимой продукции. В советское время только один цементный завод в стране был экспортоориентированным - в Новороссийске. Предприятие располагалось в порту, что позволяло ему отгружать свою продукцию в другие государства. Развивая российский экспорт цемента, мы фактически входим в "закрытый клуб", выстраиваем этот процесс с нуля. В перспективе "Евроцемент" намерен увеличить долю экспорта в структуре поставок продукции до 10%.

- Возвращаясь к нашему рынку: прошлой весной была введена обязательная сертификация цемента, помогла ли она решить проблему контрафакта?

- До введения сертификации российский рынок был открыт для всех: не составляло труда привезти любую продукцию и буквально в течение часа без проведения лабораторных исследований и испытаний получить все необходимые разрешения. Функционировали сотни центров сертификации, деятельность которых фактически никем не контролировалась. В результате стройкомплекс столкнулся с серьезной проблемой: возведение целого ряда объектов было вынужденно приостановлено - бетонные конструкции не выдерживали наших климатических условий, не соответствовали требованиям по допустимым нагрузкам. Строительным компаниям приходилось "вырубать" целые этажи, чтобы убрать произведенный из некачественного цемента бетон. Химические свойства таких цементов наносили вред здоровью, вызывая ожоги, аллергию и другие негативные последствия. Сегодня можно сказать, что институт сертификации цементной продукции, который был введен в марте 2016 года, начал полноценно работать. Все добросовестные производители получают сертификаты, объем контрафактной продукции в 2016 году сократился минимум на 10%.

Однако, несмотря на тенденцию к улучшению, контрафактная продукция на рынке остается. Недобросовестные органы по сертификации выдают сертификаты без проведения необходимых проверок качества продукции.

Решить эту проблему позволит введение института нотификации, то есть создания единого уполномоченного правительством органа, который будет отвечать за сертификацию цементной продукции. Подобные уполномоченные органы появятся и в других отраслях, что позволит убрать с рынка недобросовестные центры сертификации.

- Последние крупные приобретения на российском рынке - активы ЛСР и "Мордовцемент" - группа сделала уже несколько лет назад. Вы ими довольны? Новых сделок не планируете? Есть ли на рынке интересные "Евроцементу" активы?

- Весь мир идет по пути консолидации, это неизбежный процесс. Только крупные диверсифицированные компании имеют возможность в полной мере хеджировать свои риски - страновые, инвестиционные, валютные, риски колебаний потребления. Крупнейшие международные группы объединяются между собой. Происходящее на российском рынке - глобальная тенденция. Консолидация дает синергетический эффект за счет внедрения лучших международных практик, загрузки более эффективных предприятий, сокращения логистических издержек и условно постоянных расходов.

В течение двух лет мы проводили активную работу по интеграции новых активов в структуру холдинга, выстраиванию единых корпоративных систем, стабилизации работы предприятий. К 2017 году мы получили эффективные производства с низкой себестоимостью и высокой рентабельностью.

Интересных активов на рынке много, но в настоящий момент у холдинга нет планов по их приобретению.

- Во сколько обойдется строительство завода в Узбекистане на площадке Ахангаранцемента?

- Стоимость проекта будет определена после подведения итогов тендера в июне, затем с выбранным подрядчиком будет подписан EPC-контракт.

- Вы как экспортер имеете определенную долю валютной выручки. Сейчас у компаний появилась возможность прямого доступа на "Московскую биржу" для конвертации валюты. Актуально ли это для вас, планируете ли вы пользоваться этой опцией?

- Мы обязательно рассмотрим такую возможность, однако нельзя сказать, что валютно-обменные операции занимают существенную часть транзакций нашего финансового блока.

Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

19 ноября 2024 года 14:27
МТС-банк, вышедший на биржу весной 2024 года, планирует адаптировать стратегию развития в условиях неизбежного сжатия рынка розничного кредитования, на который давят высокая ключевая ставка и макропруденциальные меры ЦБ. Обновленная бизнес-модель банка до 2027 года будет фокусироваться на...    читать дальше
.
25 октября 2024 года 11:27
Геополитическая ситуация и действия регуляторов подталкивают российских заказчиков к наращиванию темпов двух параллельных процессов - цифровой трансформации и импортозамещения в ИТ-сфере. Для многих они уже достаточно понятны и прозрачны. В отличие от процессов, которые происходят на рынке...    читать дальше
.
22 октября 2024 года 11:32
Проблема инсайдерской торговли и манипулирования на российском рынке не только не теряет актуальности, а напротив, даже усугубляется на фоне активизации игроков и антисанкционных послаблений в части раскрытия информации. О том, какие шаги регулятор запланировал для противодействия этим и другим...    читать дальше
.
16 октября 2024 года 14:57
Идея импортозамещения пронизывает всю российскую экономику, но прежде всего - государственный сегмент, где чиновники могут в том числе административными мерами ускорить и углубить переход на использование товаров и продукции российского производства. Основная задача сейчас - не навредить, не...    читать дальше
.
04 октября 2024 года 14:09
"БурСервис" - еще один крупный участник российского нефтесервисного рынка. Компания стала правопреемником всех активов и контрактов американской Halliburton после ее ухода из России. Прошедшие два года организация потратила на стабилизацию своего бизнеса в новых реалиях. Сегодня же она строит...    читать дальше
.
01 октября 2024 года 11:31
Российский фондовый рынок только недавно пережил самые, пожалуй, драматичные события в своей истории, но перед ним уже поставлена задача, требующая переключить режим с выживания на бурный рост. Внутренние ресурсы для удвоения капитализации есть, и сама постановка вопроса верная - она должна помочь...    читать дальше
.
25 сентября 2024 года 11:57
Российский рынок крупнотоннажных грузоперевозок остается достаточно архаичным, слабо консолидированным и во многих аспектах непрозрачным для регуляторов. При этом его участники - и компании с тысячами грузовиков, и мелкие игроки с одной-двумя машинами - вынуждены нести на себе все больше издержек,...    читать дальше
.
17 сентября 2024 года 12:00
Фото предоставлено Тюменским промышленно-энергетическим форумом    читать дальше
.
11 сентября 2024 года 10:27
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС    читать дальше
.
09 сентября 2024 года 12:07
Французская компания Danone, покинувшая Россию в числе других зарубежных производителей, в мае этого года закрыла сделку по продаже своих российских предприятий компании "Вамин Р" из Татарстана. До этого ее активы в РФ побывали под управлением Росимущества, сменили название на "Эйч энд Эн" (H&N) и...    читать дальше
.
Страница 1 из 6
.
.
.
.
.
.
.

.