.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
интервью
Главная  /  Интервью  /  Глава Русэнергосбыта: Мы ограждаем клиентов от агрессивных инфраструктурных организаций
.
 
 
 
 
05 декабря 2016 года 11:15

Глава Русэнергосбыта: Мы ограждаем клиентов от агрессивных инфраструктурных организаций

Совместное предприятие группы ЕСН Григория Березкина и итальянской Enel - ООО "Русэнергосбыт" ждет либерализации российского рынка сбыта электроэнергии. В компании полагают, что это позволит привлечь новых клиентов, у которых появится возможность выбирать поставщика. Своим покупателям "Русэнергосбыт" может предложить скидки на электроэнергию за счет прямых договоров с электростанциями и готов отстаивать их интересы перед инфраструктурными организациями. Пока самым крупным покупателем сбыта остаются "Российские железные дороги", новые проекты которых рассматриваются компанией как драйвер для развития, рассказал в интервью "Интерфаксу" президент "Русэнергосбыта" Михаил Андронов.

- Чуть больше года назад вы подписали с РЖД меморандум, которым подтвердили контракт на поставку электроэнергии до 2023 года и предусмотрели повышение экономической эффективности поставок электроэнергии для РЖД. О каких скидках для вашего самого крупного клиента идет речь?

- В 2015 году мы предоставили РЖД скидку на 2 млрд руб., в 2016 году за первое полугодие сэкономлено свыше 1 млрд руб., и мы ожидаем, что цифра по итогам 2016 года будет сопоставима или даже на 10% больше. Где-то 2-2,2 млрд руб. В процентах это не очень много, потому что большинство затрат на электроэнергию регулируется государством - это и сетевой тариф, и рынок электроэнергии, который также контролируется государством, в том числе рынок мощности. Получается, что экономия составляет порядка 2-2,5%. Она сохранится и в следующем году. По итогам 2015 года наш объем поставки электроэнергии для РЖД составил порядка 44 млрд кВт.ч, в 2016 году ожидаем аналогичные показатели.

- За счет чего вы имеете возможность предоставить скидку?

- Мы закупаем электроэнергию оптом у электростанций по прямым договорам, и это дает возможность экономить. Наши издержки по покупке меньше, чем у среднестатистического регионального гарантирующего поставщика. Помимо станций нашего акционера - компании Enel (электростанции работают в составе "дочки" - ПАО "Энел Россия" (MOEX: ENRU) - ИФ), мы работаем с разными генерирующими компаниями по прямым договорам. Мы ищем, где можно купить дешевле, чтобы обеспечить экономию для наших клиентов.

- РЖД обсуждает с вами дальнейшее снижение стоимости электроэнергии?

- Любой клиент хочет платить настолько меньше, насколько это возможно. Это нормальная ситуация, это же рыночная экономика. Другое дело, что мы пониманием, что помимо большой работы по энергосбережению, с одной стороны, и удешевлению покупки - с другой, у РЖД большие планы - это развитие Восточного полигона, "Южного хода" и так далее. С одной стороны, мы экономим для РЖД деньги там, где уже работаем, с другой стороны, мы понимаем, что дорога не может стоять на месте, и мы должны не отставать, а даже быть на шаг впереди, чтобы предложить лучшие условия. Нам очень нравится иметь дело с клиентом, который не стоит на месте во всех смыслах этого слова. И мы тоже идем вместе с ним.

Возможности по снижению стоимости электроэнергии мы видим в совместных усилиях по внедрению энергосберегающих технологий, а также в совместной проработке нормативных изменений в законодательстве. Мы тщательно следим за тем, чтобы нововведения не привели к удорожанию электроэнергии для РЖД.

Например, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы оплачивать услугу по транзиту электроэнергии по сетям, исходя не из фактически потребленной, а из присоединенной мощности. Не секрет, что железнодорожный транспорт отличается тем, что в силу норм, в том числе и мобилизационных, разрешенная мощность, подключенная к сетям РЖД, больше, чем реально потребляет компании. Почему это сделано? Потому что должна быть надежность. Даже при выходе из строя какого-то оборудования процесс перевозки должен продолжаться. Проект закона, который подготовило Минэнерго, предполагает, что затраты на электроэнергию для РЖД вырастут примерно на 10-15%. Это, конечно, недопустимо, и мы вместе с нашими коллегами из филиала "Трансэнерго" РЖД подготовили свои замечания и на комиссии РСПП сформировали позицию, которую выразили в адрес правительства и Минэнерго. Такое решение не должно коснуться РЖД.

РЖД - особая организация, которая несет функции не только перевозки, но и обеспечения безопасности страны. Должен быть особый режим, который позволит эксплуатировать сети, но при этом не даст дополнительные затраты. Этот проект обсуждается уже три года, мы его критиковали с самого начала, были обращения и от РЖД, и от нашей компании в правительство и в министерство энергетики. Сейчас этот документ вернулся обратно в Минэнерго в связи с большим количеством разногласий, в том числе, видимо, было учтено и наше мнение. В министерстве его перерабатывают и обещают в начале следующего года выйти с новым проектом. Мы очень надеемся, что замечания РЖД и "Русэнергосбыта" будут учтены, и законопроект не затронет экономические интересы нашего уважаемого потребителя.

- Что вы готовы предложить компании для снижения стоимости электроэнергии?

- Со стороны РЖД мы слышим вопрос: "Что вы готовы предложить, чтобы мы вам платили меньше?" Да, мы понимаем, что когда идет речь о долгосрочном партнерстве, то иногда идти надо на такое, на первый взгляд, парадоксальное предложение: "Давайте совместно проводить мероприятия по улучшению энергоэффективности, и вы нам будете платить меньше". Железные дороги - это сложный клиент. Почему? Потому что обычный клиент - это, как правило, крупное предприятие, 1-2 подстанции, ограниченная территория, а РЖД, как вы знаете, имеет самую высокую протяженность железных дорог в мире. Это тысячи подстанций, разноплановый комплекс, разные климатические и часовые пояса, разное движение. Основное тяговое потребление отличается от любого промышленного потребления. Нагрузка двигается во времени и в пространстве, и поэтому мы должны учитывать много нюансов. По сравнению с каким-нибудь металлургическим производством, где включили печь, она отработала определенное количество часов, и ее выключили, в РЖД постоянное движение. И мы должны вместе учитывать и понимать и график движения поездов, и график изменения цен на электроэнергию. Мы совмещаем, планируем вместе - и это позволяет экономить как в количестве, так и в стоимости.

Мы видим основной потенциал по снижению энергопотребления у нетягового направления. Это освещение и отопление многочисленных помещений - вокзалов, станций, депо и многих других. Европа идет немного впереди, и мы готовы предложить технологии работы Enel для России и считаем, что это правильное направление развития.

Что касается энергоэффективных технологий, то мы готовы совместно с РЖД разрабатывать проекты по их внедрению. Например, уже есть инновационная краска, которая позволяет после нанесения превращать поверхность в солнечную батарею. У этой технологии большое будущее на железнодорожном транспорте. Помимо этого, перспективным проектом, на наш взгляд, является использование зданий со сниженным энергопотреблением. Подобные технологии можно внедрить на железнодорожных вокзалах и в вагонах пассажирских поездов. В общей сложности внедрение инновационных подходов сможет сократить затраты по "прочему потреблению" примерно на 30%.

- Каков ваш прогноз по чистой прибыли и выручке по итогам 2016 года?

- Год непростой. У нас больше 100 тыс. потребителей, и не все, в отличие от РЖД, работают стабильно. Есть предприятия, например, ЖКХ, которые не всегда регулярно платят, есть те, кто находится в банкротном состоянии. Мы видим, что российская экономика пока еще находится в достаточно непростой ситуации. Но мы понимаем, что мы должны заниматься всеми предприятиями, которые к нам приходят. Есть случаи, где мы защищаем интересы наших потребителей, судимся с сетевыми компаниями. Итог этих судебных разбирательств повлияет на результат по году. При этом мы понимаем, что в этом и есть смысл нашей работы, чтобы ограждать наших клиентов от иногда агрессивных действий инфраструктурных организаций как в нормативном поле, так и с точки зрения текущих договоров.

Но в целом мы думаем, что показатели нашей прибыльности будут незначительно ниже по сравнению с 2015 годом, не будут принципиально отличаться (в 2015 году выручка компании - 137,5 млрд руб., чистая прибыль - 5 млрд руб. - ИФ).

- Как на вашу работу может повлиять продажа активов Enel в России?

- В последнем публичном выступлении генеральный директор компании Enel Франческо Стараче сказал, что он обсуждал продажу Рефтинской ГРЭС, потому что это угольная станция, а общая тенденция европейских концернов - за чистую генерацию. Он также сказал, что не хотел бы продавать бизнес в России целиком. Опять же, я ориентируюсь на информацию из открытых источников, к Enel поступило предложение о продаже всех активов, но они бы рассматривали вопрос продажи прежде всего угольной генерации. А мы не угольная генерация. Поэтому по нам никакого движения мы не видим, то есть никакого обсуждения продажи нас не идет. По нашим данным, никакого движения ни со стороны Enel, ни со стороны ЕСН не происходит. Вы знаете, что сотрудничество идет уже больше 10 лет, и стороны довольны этим сотрудничеством.

Кто ваши крупнейшие клиенты, помимо РЖД?

- Среди крупнейших - "КАМАЗ" , автомобильная группа "ГАЗ" , включая ее подразделения по всей стране, это компания по производству сжиженных газов Air Liquide Russia, целый ряд пивоваренных заводов, сети розничной торговли. То есть, в том-то и смысл, что мы считаем, что не бывает хороших клиентов, плохих, больших, маленьких. Надо работать со всеми и, покупая для всех, мы как раз и имеем возможность экономить на объеме и давать эту экономию нашим клиентам.

- Какие варианты дальнейшего развития вы рассматриваете?

- Мы традиционно развиваемся путем привлечения клиентов, предоставляя лучшие условия. В частности, что касается группы "ГАЗ". Вы знаете, что она входит в "БазЭл" (холдинг Олега Дерипаски - ИФ), у акционеров которого есть свои энергетические активы. Они могут сравнивать стоимость покупки у своих компаний и у нас. Тем не менее, мы в условиях жесткого отбора дали самые лучшие условия.

- Возможно ли приобретение новых сбытовых активов, например, у ПАО "РусГидро", которое выставило на продажу свои сбыты, или получение статуса гарантирующего поставщика в новых регионах?

- Наша политика - создавать, а не покупать. Но если будут интересные предложения, то мы их рассмотрим. Дальнейшего расширения с точки зрения получения статусов гарантирующих поставщиков в регионах мы пока не планируем.

Сегодня мы видим, что реформа розничного рынка позволит большему количеству потребителей выбирать себе поставщика энергии. Сейчас по факту малый и средний бизнес не может выбирать. Мы считаем, что рынок идет вперед, он будет более либеральный и, в том числе, за счет возможности выбора у нас будет больше клиентов.

Опубликовано: /Финмаркет/
 


.

11 апреля 2024 года 13:44
И формирование федерального бюджета, и его исполнение в России никогда не было рутинным процессом. А на современном этапе постоянно растущий список задач и их итоговый "ценник" даже на фоне благоприятной в целом конъюнктуры внешних рынков заставляют правительство искать новые доходные источники,...    читать дальше
.
01 апреля 2024 года 11:43
Созданный в 2023 году российский FTL-грузоперевозчик NatCar (АО "Национальный перевозчик") позиционирует себя как один из наиболее перспективных стартапов "КАМАЗа". Автопроизводитель, комплектующий парк компании флагманскими тягачами поколения К5, в этом году заявил о планах к 2030 году довести до...    читать дальше
.
27 марта 2024 года 21:34
Созданный в 2008 году оператор IT-инфраструктуры "Селектел" за 15 лет стал одним из крупнейших игроков на российском рынке. Компания, маржинальность которой превышает 50%, думает о проведении IPO: ее основатели в 2021 году говорили, что это может произойти на горизонте 3 лет. О перспективах выхода...    читать дальше
.
26 марта 2024 года 12:54
Фото: Артем Геодакян/ТАСС    читать дальше
.
22 марта 2024 года 10:43
Лесопромышленный холдинг Segezha Group в прошлом году помимо общеотраслевых санкций оказался еще и под прямыми, связанными с контролирующим акционером - АФК "Система". Внешние ограничения наложились на падение мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса, рост ставки ЦБ и необходимость...    читать дальше
.
12 марта 2024 года 11:32
Первый и единственный российский страховщик, прошедший через IPO - ПАО "Группа Ренессанс Страхование" - отчитался о получении 10,3 млрд рублей чистой прибыли по МСФО за 2023 год после убытков в 2022 г. Впрочем, капитализация компании, чья короткая пока публичная история почти целиком пришлась на...    читать дальше
.
01 марта 2024 года 17:05
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 19:20
Очередная, 13-я министерская конференция ВТО стартовала 26 февраля в Абу-Даби. РФ в пятый раз принимает в ней участие в качестве полноправного члена организации. О том, какие основные вопросы будут рассмотрены на конференции и какие тезисы будет отстаивать российская делегация, в интервью...    читать дальше
.
27 февраля 2024 года 12:55
Российский банковский сектор, пережив крупнейший санкционный удар, сумел сохранить устойчивость благодаря запасу капитала и послаблениям ЦБ. Банки оперативно подстроились под новые внешнеэкономические и денежно-кредитные условия и даже смогли пройти шоковый период без потерь: за последние полтора...    читать дальше
.
09 января 2024 года 16:16
Пресс-служба Минфина    читать дальше
.
Страница 1 из 4
.
.
.
.
.

.