Депутаты предлагают отменить повышение уставных капиталов страховых компаний, запланированное с 2024г - законопроект
Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, который закрепляет на постоянной основе действующие в РФ нормативы для размера уставных капиталов страховых компаний и отменяет их запланированное повышение с 1 января 2024 г.
Документ (N405773-8) размещен в электронной базе данных парламента. Авторы - группа депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолием Аксаковым и группа сенаторов во главе с вице-спикером Совета Федерации Николаем Журавлевым.
Согласно действующему законодательству (251-ФЗ "О внесении изменений в закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации) минимальный уставный капитал страховщиков при страховании имущества и предпринимательских рисков, а также личном страховании сейчас составляет 240 млн руб., к 1 января 2024 г. он должен был вырасти до 300 млн. руб. Внесенный депутатами законопроект для данного вида страхования устанавливает на постоянной основе планку в размере 240 млн. руб.
Минимальный уставный капитал страховщиков жизни сейчас составляет 380 млн руб., к 1 января 2024 г. он должен был вырасти до 450 млн. руб. Внесенный депутатами законопроект для данного вида страхования устанавливает на постоянной основе планку в размере 380 млн. руб.
Капитал перестраховщиков сейчас составляет 560 млн. руб. и должен был вырасти к 1 января 2024 г. до 600 млн. руб. Внесенный законопроект закрепляет планку в размере 560 млн. руб. на постоянной основе.
Не меняется минимальный размер уставного капитала страховой организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование - 120 млн руб.
"Требования к размеру уставного капитала, по своей сути, выступают лишь условием допуска новых страховых организаций на рынок. Для указанных целей требования к размеру уставного капитала, установленные Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", являются на текущий момент соразмерными рыночным условиям и не требуют повышения, запланированного к 1 января 2024 года", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Документ также исключает учет субординированных займов при расчете требований к финансовой устойчивости страховщика.
В пояснительной записке говорится, что отмена нормы о дальнейшем поэтапном повышении требований к размеру минимального уставного капитала страховых организаций связана с внедрением ЦБ риск-ориентированного подхода к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков.
В законопроекте пописываются параметры создания страховщиками комплексной системы управления рисками и собственными капиталом. При этом Банк России наделяется полномочиями по установлению требований к данным системам, а также к выявлению страховщиками конфликта интересов.
"В рамках нового подхода к регулированию финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков устанавливаются требования к активам страховщика с минимальными количественными ограничениями. Проектируется, что активы страховщика должны быть свободны от обременений для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию. В связи с чем проектируемое регулирование снимает ограничение на выдачу страховщиками займов за счет собственных средств (капитала)", - говорится в пояснительной записке.
Из гарантий обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика исключаются средства страховых резервов. "Новые подходы к регулированию платежеспособности страховщиков учитывают все активы и обязательства страховщика и связанные с ними риски без соотнесения отдельных активов с конкретными обязательства", - говорится в материалах к законопроекту.
Законопроект разрешает страховым организациям совмещать страховую деятельность с иными видами деятельности, в том числе с деятельностью дилера. Аналогичный проект закона (N199046-8) был внесен в Госдуму в сентябре 2022 г., но не дошел до первого чтения.
Внесенный законопроект для снижения регуляторной нагрузки исключает требование о наличии у страховой организации ревизионной комиссии (ревизора).
Устанавливается запрет на использование юридическим лицом, не являющимся субъектом страхового дела или страховым агентом, в своем наименовании слова "страхование" и производных от указанного слова и словосочетаний.
В случае принятия, основные нормы закона вступит в силу со дня его официального опубликования.