Западные страховщики резко подняли цены на страхование киберрисков и снизили лимиты - опрос
Всплеск кибератак во всем мире, наблюдаемый последние 1-2 года, привел к повышенному спросу на страхование киберрисков на Западе, а вместе с ним к росту цен и снижению лимитов, показал опрос страховщиков, проведенный "Интерфаксом". Это не могло не сказаться на российских страховщиках.
По словам руководителя департамента страхования финансовых линий и ответственности страхового брокера "ГрЕКо интернешнл" Дмитрия Грузинцева, рост цен на киберстрахование в мире сравним с ситуацией в сегменте D&O в 2019-2020 годах, когда полисы подорожали сразу в несколько раз. Вместе с этим страховщики сокращают объемы покрытий по убыткам в результате вирусов-вымогателей и повышают требования к андеррайтинговой информации.
По оценке журнала Cybercrime Magazine, глобальный ущерб от программ-вымогателей к концу 2021 года достигнет $20 млрд, тогда как еще в 2015 году эта цифра составляла $325 млн. Некоторые российские страховые компании уже начали исключать риски проникновения вирусов-вымогателей из страхового покрытия или переходить на условия сострахования, когда половину убытка клиент будет покрывать за свой счет.
"В юридическом сообществе нет однозначного мнения о возможности выплаты "выкупа", который требуют кибер-вымогатели, из страхового возмещения, но большинство юристов говорят о том, что сделать это невозможно, так как это по законодательству РФ является страхованием противоправного интереса. Страховщик может оплатить наем специальных сотрудников для проведения переговоров с вымогателями, а также услуги специалистов для попыток расшифровки данных и восстановления их из резервных копий. Также оплачивается внеурочная работа сотрудников для восстановления данных, утраченных после момента последнего резервного копирования", - рассказал "Интерфаксу" начальник управления страхования банковских и информационных рисков СПАО "Ингосстрах" (MOEX: INGS) Антон Казиев.
По его словам, сам этот риск из покрытия в компании не исключается, а что касается роста цен, то отдельные программы "стоят очень дешево, а какие-то, наоборот, имеют необоснованно завышенную премию. Причем это не связано с качеством риска". Эти факторы говорят о том, что рынок и правильное понимание оценки риска еще не сформировано, считает эксперт.
Сборы "Ингосстраха" по киберстрахованию в 2020 году выросли на 20% по сравнению с 2019 годом. Если раньше страховкой от киберрисков в основном интересовались крупные компании, то теперь данная услуга востребована и у предприятий малого и среднего бизнеса, добавил Казиев.
В АО "АИГ" "Интерфаксу" сообщили, что средние выплаты по инцидентам, связанным с вирусами-вымогателями в компании, за последнее время увеличились в 4 раза, количество подобных атак растет от квартала к кварталу. В 2020 и 2021 годах количество атак увеличилось более чем в 2 раза.
"Мы очень внимательно относимся к предлагаемому объему страхового покрытия, практически во всех полисах мы исключаем любые убытки, связанные с вирусами-вымогателями, либо предлагаем клиентам сострахование этого риска. Такие меры андерратийнгового урегулирования ситуации - это глобальная политика. Кроме того, наша емкость снизилась до $5 млн. Мы стараемся не рассматривать более крупные лимиты и в этом случае, как правило, обращаемся к страховым брокерам, чтобы собрать программу страхования", - говорит руководитель отдела страхования финансовых рисков АО "АИГ" Игорь Чичкан.
По его словам, в России в настоящее время все еще не сформировалась потребность в подобной страховке в отличие от США и Европы. Даже среди крупнейших предприятий с оборотом от $1 млрд полис страхования киберрисков имеют единицы. Зачастую за покупкой полиса сайбер-страхования приходят компании, которые работают с иностранными подрядчиками, так как полис является обязательным условием заключения договора о сотрудничестве.
"Глобально рынок страхования киберрисков можно разделить на две части: корпоративное страхование (индивидуальные договоры страхования для крупных компаний) и розничное страхования (массовые "коробочные" продукты, предлагаемые для клиентов через банковский канал). Мне сложно оценить объемы розничного страхования. А по корпоративному страхованию объем премий приблизительно в районе 200 млн рублей", - пояснил руководителя департамента страхования финансовых линий и ответственности страхового брокера "ГрЕКо интернешнл".
Несмотря на недостаточный спрос, все опрошенные компании ожидают бурное развитие сегменте киберстрахования в России в перспективе ближайших двух лет.
"На наш взгляд, сегмент продемонстрирует уверенную динамику развития в ближайшее время в связи с повсеместной цифровизацией процессов. Уже сегодня как компании, так и частные лица понимают, что утрата цифровых активов или перебои в работе цифровых систем могут привести к катастрофическим последствиям", - прокомментировали в "Ингосстрахе".