
Концентрация убытков из-за блокировки Суэцкого канала судном Ever Given грозит ростом цен за страховую защиту морских грузоперевозок - АПСБ
Длительная блокировка Суэцкого канала судном Ever Given, севшим на мель и перегородившим движение по каналу, вызовет целую цепочку претензий к виновнику, прокомментировала ситуацию председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина.
АПСБ считает, что огромные накопившиеся убытки способны в дальнейшем привести к росту цен на страховую и перестраховочную защиту в международных морских перевозках.
В сообщении АПСБ отмечается, что претензии по убыткам могут быть обращены грузоотправителями и грузополучателями в отношении других судов, вынужденно оказавшихся заблокированными в районе Суэцкого канала. Из-за нарушения цепочек поставок может наступить перерыв в деятельности у ряда производителей в Европе.
"Совокупный объем претензий, вызванных блокировкой Суэцкого канала, может перекрыть годовой объем премий по морскому страхованию", - допускает Якунина. Однако определить потенциальный объем совокупных выплат за ущерб, причиненный блокировкой Суэцкого канала судном Ever Given, в настоящее время не представляется возможным, полагает она.
Договор страхования ответственности судовладельца застрявшего судна эксперты АПСБ определяют на уровне $1-2 млрд. Но претензий к судовладельцу будет на гораздо большую сумму. В том числе за опоздание с доставкой контейнеров в Европу, за задержку других судов в районе Суэцкого канала, за простой судов, вынужденных ждать очереди в районе канала, за повышение стоимости перевозки из-за перерыва в работе канала (сильно выросла стоимость перевозки груза контейнерами). "Выполнив нынешние рейсы, суда встанут под следующую загрузку с опозданием, то есть будут претензии из-за потери фрахта. Кроме того, вероятны и претензии к владельцу судна за саму спасательную операцию (они, скорее всего, полностью будут покрыты договором страхования)", - говорится в сообщении АПСБ. Скорее всего ответственность владельцев судна Ever Given застрахована в Клубе взаимного страхования, предположили в ассоциации.
Это тот случай, когда локальное событие влияет на весь мир - "заблокирован мировой фрахт (и цены на него растут), многие судовладельцы несут огромные расходы из-за простоя судов, весь мир ощущает нехватку контейнеров (что влечет рост цен на контейнерные перевозки), нарушились цепочки поставок товаров (например, в Европе заканчивается кофе), что приводит к дефициту и росту цен", перечислила Якунина.
Часть перечисленных убытков не будет покрыта страхованием, поскольку такой страховой защиты на случай столь глобального события и соответствующих лимитов и рисков пока отраслью не предусмотрено, отметила она.
Возможно, последние события с блокировкой Суэцкого канала потребуют разработки новых страховых программ, учитывающих такие глобальные риски, с привлечением к обсуждению брокерского сообщества, предполагают в АПСБ.









