Задержка с принятием нормативной базы ко второму этапу реформы в ОСАГО не помешает ее старту с 24 августа - РСА
Автостраховщики за неделю до старта второго этапа реформы индивидуализации тарифов в ОСАГО не имеют утвержденной нормативной базы, на основании которой будут совершаться расчеты новых цен полисов ОСАГО, сообщили "Интерфаксу" в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Однако, по словам представителя союза, задержка с выходом документов не повлияет на сроки старта второго этапа реформы, который, как определено законом об ОСАГО, начнется 24 августа 2020 года. Автостраховщики ожидают опубликования новой редакции постановления правительства по ОСАГО, определяющего порядок обмена информацией РСА и МВД. Изменения будут касаться порядка получения страховыми компаниями информации по злостным нарушителям правил дорожного движения. Эти данные впредь по закону об ОСАГО наряду с другими ложатся в основу тарифных расчетов. Кроме того, автостраховщики и РСА ожидают выхода официального указания ЦБ о порядке расчета тарифов в ОСАГО, проект документа ЦБ находится на регистрации в Минюсте.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев заявил агентству, что поздние сроки корректировки положений постановления правительства о порядке межведомственного информационного обмена создадут технические сложности для союза. "РСА потребуется некоторое время для донастройки IT-системы с учетом требований нового документа. Скорее всего, возможность накапливать информацию в базе РСА по злостным нарушителям появится уже после официального старта нового этапа реформы ОСАГО", - сказал он.
Однако, по мнению Уфимцева, реальное влияние учета в тарифе ОСАГО фактора грубых нарушений ПДД водителями окажется минимальным, если говорить о системе ОСАГО в целом. "Из 40 млн застраховавших ответственность автовладельцев водителей, систематически допускающих грубые нарушения ПДД, насчитывается несколько десятков тысяч. В то же время для конкретных нарушителей правил, да еще с учетом допущенных по их вине ДТП, цена полиса ОСАГО может меняться ощутимо", - считает он.
Уфимцев отметил, что только после официального опубликования указания ЦБ о порядке расчета тарифов в ОСАГО РСА сможет вносить изменения в свою систему гарантирования покупки потребителям полисов ОСАГО. Система "Е-Гарант" РСА позволяет водителю, столкнувшемуся с затруднениями при оформлении договора ОСАГО в конкретной страховой компании, через систему перераспределения заявок РСА приобрести его в другой компании на тех же условиях.
"После вступления в силу поправок в закон об ОСАГО изменится модель тарифных расчетов, "Е-Гарант" должна будет учитывать все индивидуальные дополнительные актуарные факторы при определении цены полиса. Это также потребует IT-донастройки системы "Е-Гарант", - сказал Уфимцев.
Он обратил внимание на то, что вступающие в силу положения закона об ОСАГО впервые позволяют страховщикам при расчете стоимости полиса "автогражданки" применять собственные критерии, которые учитывают особенности клиента или его автомобиля.
"Актуарные модели страховщиками уже созданы, расчеты проведены. До времени компании не раскрывают набор критериев, которые они готовы использовать при расчете новой индивидуальной цены полиса ОСАГО. Тем не менее, с высокой долей вероятности могу предположить, что определенная диверсификация будет введена внутри каждого класса автомобилей. Например, компании могут выделить в тарифах категории спортивных автомобилей, джипов, минивэнов. Могут быть кoрреляции цены в зависимости от цвета автомобиля, но незначительные. Важнее для страховщиков личностные характеристики водителей. Так, семейные, имеющие детей автовладельцы отличаются более сдержанной манерой вождения, фактор семейного положения может быть взят в расчет при установлении тарифа. Допускаю, что ряд страховых компаний постарается предложить лучшую цену по ОСАГО тем клиентам, которые имеют полисы этой компании по иным видам страхования. В любом случае не сайтах страховщиков ОСАГО после 24 августа появится информация, которая позволит автовладельцам сориентироваться в новых подходах тарифных расчетов по ОСАГО в конкретных страховых компаниях. Для самих автостраховщиков начнется новый этап углубленной конкурентной борьбы за привлечение желаемых клиентов по ОСАГО", - заявил Уфимцев.
В свою очередь заместитель гендиректора компании "Ингосстрах" (MOEX: INGS) Илья Соломатин сообщил "Интерфаксу", что "коммерческим страховым компаниям отсутствие утвержденной нормативной базы не мешает готовиться ко второму этапу реформы индивидуализации тарифов в ОСАГО. "Проект указания ЦБ по тарифам был опубликован, ориентировки даны, актуарии страховых компаний работают", - сказал он. Соломатин обратил внимание на то, что большая часть тарифных факторов в ОСАГО осталась неизменной для расчетов, поэтому радикальных изменений цен в целом водителям ожидать не стоит. Разочарование может постигнуть злостных нарушителей ПДД - виновников ДТП. Зато для дисциплинированных водителей стоимость ОСАГО может снизиться при оформлении полиса на новый период.
Проект указания ЦБ по тарифам в ОСАГО предполагает расширение границы тарифного коридора в среднем на 11% как вверх, так и вниз. При этом изменения тарифного коридора будут определяться отдельно для разных категорий автотранспорта в диапазоне от 5% до 30%.
Ранее, комментируя проект документа, зампред ЦБ Владимир Чистюхин сообщил, что средняя величина тарифов в ОСАГО в целом по рынку сохранится примерно на текущем уровне, резких изменений не будет. Указание должно вступить в силу вместе с новыми положениями закона об ОСАГО - 24 августа.
Первый этап индивидуализации тарифов в ОСАГО начался в РФ январе 2019 года, он также был связан с изменением нормативных актов ЦБ. По итогам 2019 года среднее снижение тарифа составило 4,8%, число жалоб в ЦБ по вопросам ОСАГО сократилось на 36,7%.