Присвоение диагностической карте ТС статуса "аннулирована" создаст проблемы с актуальностью полиса ОСАГО - РСА
Диагностическим картам автомобилей может присваиваться новый статус - "аннулирована", следует из постановления правительства РФ о ведении автоматизированной системы техосмотра (N1134 от 29 июля 2020 года). Потеря актуальности потребует от водителей быстрой "пересдачи" ТО, в противном случае у них могут возникнуть проблемы с полисами ОСАГО, к которым "привязана" диагностическая карта. Новое постановление вступит в силу с 21 марта 2021 года вместе с законом о техосмотре.
Постановление сохраняет два имевшихся ранее статуса диагностической карты - "действующая" и "архивная" (то есть с истекшим сроком действия).
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов, комментируя "Интерфаксу" постановление, отметил: "Ранее статус "аннулирована" диагностической карте не присваивался. В этой связи есть целый ряд нерешенных вопросов, вытекающих из постановления. Они связаны с порядком информирования водителей о потере актуальности карты". При этом Ефремов обратил внимание на то, что "в постановлении не говорится о том, что полис ОСАГО при аннулировании карты автоматически приостанавливается, расторгнуть договор ОСАГО по закону можно только по суду".
Тем не менее, аннулирование диагностической карты, неразрывно связанной с полисом ОСАГО, создаст проблемыв для владельца полиса "автогражданки", считает Ефремов.
"Аннулирование диагностической карты автомобиля может происходить как в связи с нарушениями, допущенными самим водителем при прохождении ТО, так и с нарушениями, допущенными оператором ТО. Требования к проведению ТО определяет МВД, решение об аннулировании - то же ведомство. Информация об аннулированных картах будет доступна РСА и операторам ТО. Регламент последующего взаимодействия с водителями вследствие такого решения не определен, порядок описывает отношения между сторонами обмена - юрлицами", - пояснил Ефремов.
Как отмечается в постановлении, статус "действующая" присваивается при оформлении карты в системе ТО по результатам проверки автомобиля, статус действует до истечения срока ТО. Статус "архивная" присваивается после истечения срока действия карты, информация хранится в системе 5 лет. Статус "аннулированная" присваивается в случае принятия органом госконтроля (МВД) решения об аннулировании диагностической карты.
Между тем, для водителя перевод его диагностической карты в категорию "аннулированных" может создать серьезные проблемы. Договор ОСАГО или его продление невозможно без актуальной диагностической карты, подтверждающей своевременное прохождение ТО. При возникновении ДТП (если его причиной признают неисправность автомобиля и не было актуального ТО) страховщик ОСАГО платит возмещение пострадавшему, но имеет право по законодательству затем взыскать всю выплату с виновника-водителя без ТО.
"Мы предполагаем, что после извещения оператора об аннулировании результатов ТО именно он проинформирует своих клиентов. Если такой статус получен картой из-за ошибок и недочетов самого оператора, видимо, повторное прохождение ТО для клиента будет бесплатным. В любом случае в первую очередь с водителем должен разобраться тот, кто оказал услугу техосмотра", - отметил Ефремов.
По его словам, РСА со своей стороны получит данные об аннулированных картах. Союз контролирует порядок аккредитации операторов ТО, если кто-то нарушил права клиентов и не исправил ошибок, если есть жалобы, то РСА согласно законодательству вправе отозвать аккредитацию у оператора, продолжил он.
В постановлении правительства отмечается, что РСА отвечает за "предоставление информации о приостановлении аттестатов операторов ТО и их возобновлении, а также об аннулировании таких аттестатов".
"В настоящее время страховщики ОСАГО анализируют постановление правительства о порядке ведения единой базы и последствия применения новых положений. Еще будут обсуждаться аспекты построения информационного взаимодействия автостраховщиков с клиентами на тему аннулированных карт техосмотра", - заявил Ефремов, добавив, что готовых решений пока нет.
Как сообщалось ранее со ссылкой на пресс-службу правительства, премьер РФ Михаил Мишустин подписал положение о ведении единой автоматизированной системы техосмотра. Оператором автоматизированной системы является МВД. Страховщики ОСАГО обращаются к этой системе при оформлении полисов "автогражданки".
Постановление регламентирует особенности оформления диагностических карт, присвоения им статуса, получения сведений из автоматизированной системы, а также способы защиты данных электронных документов, порядок взаимодействия всех участников, задействованных в процедуре техосмотра. Так, постановление предусматривает, что в единой автоматизированной системе будут содержаться сведения о марке и модели транспортного средства, его идентификационный номер (VIN), номера кузова, шасси, регистрационной карты со сроком её действия, показания одометра, дата проведения техосмотра, данные о месте прохождения ТО и операторе.
Функционал системы должен обеспечивать невозможность оформления диагностической карты, если пропускная способность пункта ТО превышена. Таким образом, будут исключены ситуации, когда оператор ежемесячно выдаёт, к примеру, сотни карт, а оборудование позволяет проверять лишь несколько десятков автомобилей, говорится в сообщении правительства.
Новые правила прохождения техосмотра, предполагающие фотофиксацию процедуры и оформление диагностической карты в электронном виде с цифровой подписью, вступят в силу 21 марта 2021 года. Они были приняты для того, чтобы прекратить практику массового оформления диагностических карт без реального проведения техосмотра. Изначально планировалось, что новая система начнёт действовать 7 июня 2020 года, но из-за коронавируса было принято решение о переносе сроков.